7991

Все бегут - и мы бежим

Мать погибшего марафонца назвала нелепым заключение о его смерти

     Организаторы Алматинского полумарафона, на котором умер 18-летний студент из Астаны Максим КОРОЛЕВ, ответили на наш вопрос о том, почему они устраивают забеги в городе с самым грязным воздухом в нашей стране. Основной посыл этого ответа - подражать развитым городам с еще более худшей экологической обстановкой, чем у нас.

Вкратце напомним нашим читателям: трагедия произошла в прошлое воскресенье - 18-летний студент алматинского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета проф­союзов, спортсмен, отличник, гордость родителей Максим Королев не добежал всего квартал до финиша. Внезапно парню стало плохо, но прибывшая через три минуты бригада “скорой помощи” констатировала смерть (см. “Неблагоприятный марафон”, “Время” от 16.10.2018 г.). При всем при этом удивительно то, что парень был не любителем, не новичком, а подготовленным спортсменом: имел квалификацию кандидата в мастера спорта по борьбе и боевому самбо, являлся победителем городской спартакиады по кроссу.

Один из наших экспертов - кандидат технических наук, президент неправительственной организации “Международная академия экологии” Мусагали ДУАМБЕКОВ предположил тогда: одним из факторов, сыгравших роль в смерти Максима, могла стать опасная экологическая обстановка в Алматы, непривычная для столичного жителя, особенно в момент спортивных нагрузок.
Создатель некоммерческого сайта airkaz.org Павел АЛЕКСАНДРОВ подтвердил: в тот роковой для студента-марафонца день пылемеры в Алматы показывали значение РМ2,5 30-40 мкг/кубический метр, то есть загрязнение воздуха было выше среднесуточной допустимой нормы, установленной ВОЗ, - 25 мкг/кубический метр.
Поэтому логично было задать вопрос организаторам - корпоративному фонду “Смелость быть первым” о целесообразности проведения марафонов именно в Алматы. Ответ организаторов удивил нас. Квинтэссенцией его была не столько забота их и властей о здоровье граждан и повышении их спортивной культуры, сколько подражание западным стандартам, даже если они крайне негативны.
“В Алматы есть свои трудности в плане экологии. Но миллионы людей живут здесь обычной и полноценной жизнью. Мы ходим на работу, отдыхаем, гуляем, растим детей, занимаемся спортом… Мы дышим этим воздухом везде, - говорится в присланном нам сообщении. - Во многих крупных городах, где проводятся марафоны - Нью-Йорк, Мумбаи, Пекин, Шанхай, Москва… - ситуация с экологией даже хуже, чем в Алматы. Так, например, согласно исследованию группы ученых по проекту сеточной модели углеродного следа в мире Алматы стоит на 95-м месте в списке городов с самым загрязненным воздухом. В то же время Нью-Йорк входит в тройку лидеров (233,5 мегатонны углекислого газа в год). Тем не менее ежегодно в Нью-Йорк на один из крупнейших и популярнейших марафонов в мире приезжает более 50 000 человек со всего мира”, - сообщили они.

Кроме того, организаторы подтвердили, что специальной медицинской комиссии, которая проводила бы обследование перед стартом, у них нет. Ни для любителей, ни для профессиональных спортсменов.
“Участие в любительских соревнованиях - это индивидуальный выбор и решение каждого. Несовершеннолетние участники допускаются к забегу только при наличии расписки от обоих родителей. Спортсмены старше 18 также обязаны оставить электронную расписку о том, что берут ответственность за собственное здоровье во время прохождения марафона на себя. Регулярный медосмотр - норма для участников забегов, особенно на длинные дистанции, но забота о собственном состоянии прежде всего должна быть первостепенной для самого атлета.
На трассе и в стартовом, финишном городках на каждом соревновании дежурят кареты “скорой помощи”, мы обеспечиваем всех участников питьевой водой, а на длинных дистанциях также установлены пункты питания. Сейчас мы ведем переговоры с нашими партнерами из медицинской отрасли, обсуждаем возможность усиления контроля состояния здоровья участников перед стартом”, - заключили организаторы марафона.

Однако все эти объяснения и далеко идущие планы не помогут вернуть матери ее единственного сына. На днях Ольга КОРОЛЕВА, мама погибшего марафонца, получила самый страшный документ в ее жизни.
- В заключении о смерти сына написано “внезапная сердечная смерть”. Совершенно нелепое заключение, как и не ясна причина смерти, - сообщила она нам по телефону из Астаны. - Из-за чего остановилось сердце: разрыв самого сердца, сосудов, тромб оторвался? К нам сейчас приходят люди выразить соболезнования, среди них есть и врачи. Так вот, они говорят: раз у Максима на лице кровоподтеки, значит, серд­це еще работало, когда ему стало плохо. Если бы оно внезапно остановилось, когда он упал, то тогда бы кровь не циркулировала и кровоподтеков бы не было, - тяжело вздыхает женщина. - Говорят, что “скорая” приехала в течение трех минут. Но сейчас это невозможно проверить, а сама я не верю, что за это время она успела приехать.
- Я теряюсь в догадках, от чего умер мой сын… - продолжает Ольга. - Может быть, и смена климата повлияла, и плохая экология, все вместе. Он постоянно занимался спортом, был подготовленным, директор (директор корпоративного фонда “Смелость быть первым” Салтанат КАЗЫБАЕВА - Е.Т.) говорила, что перед марафоном Максим каждый день занимался на тренажерах. Когда я немного пришла в себя, тоже задалась вопросом: почему перед таким большим забегом в 10 км на старте не проверяют, не обследуют спортсменов? Я не говорю о том, что нужно делать кардиограмму, но элементарно хотя бы градусник поставить и давление измерить. Да и “скорая” должна сопровождать спортсменов не только на старте, но и на финише, следовать за ними. И не просто “скорая”, а реанимобиль. Как работники простой “скорой” могут запустить сердце? У них там нет дифибрилляторов, нет ничего, наверное, кроме клизмы… Это уже издержки нашего государства и медицинского обслуживания. Он ушел в святой день. Я как раз в церкви молилась - был Покров Пресвятой Богородицы. Вышла, а в телефоне пропущенные вызовы - мне хотели сообщить о смерти сына...
Между тем пресс-служба станции скорой медицинской помощи управления здравоохранения Алматы сообщила:
- Во время проведения первого Алматинского полумарафона 14 октября 2018 года, со слов очевидцев, во время бега по улице Абая одному из участников внезапно стало плохо. Получив вызов, рядом находившаяся фельдшерская бригада службы “103” через три минуты была на месте происшествия. По пути следования вызвала дополнительно реанимационную бригаду. Несмотря на признаки биологической смерти, бригадами 4/23 и 6/99 были проведены реанимационные мероприятия и все необходимые действия по оказанию скорой неотложной помощи, но, к сожалению, спасти 18-летнего Королева не удалось. Врачи прибывших бригад службы “103” констатировали смерть до приезда “скорой помощи”.

Екатерина ТИХОНОВА, фото с интернет-ресурсови из архива Ольги КОРОЛЁВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть