4954

Постановочный износ

В Восточном Казахстане огласили приговор 20-летней Елене ИВАНОВОЙ. Девушку, которая при активном участии общественного фонда “НеМолчи.KZ” на всю страну заявила, что ее изнасиловал бывший депутат областного маслихата, 54-летний Ержан СКАКОВ, осудили на три года ограничения свободы за ложный донос.

5 августа 2017 года. Строящаяся школа в небольшом селе Верх-Уба Шемонаихинского района. Объект возводила фирма ТОО “Оскемен курылыс”, одним из руководителей которой является Ержан Скаков. Елена Иванова работала на стройке маляром. Как указано в судебном приговоре, утром Скаков приехал на объект, повстречал там смазливую маляршу, между ними возникла интимная связь. При каких обстоятельствах это произошло, показания расходятся. В тот же день девушка написала заявление в Шемонаихинский РОВД, что Скаков ее изнасиловал. Однако начальник уверял, что все произошло по обоюдному согласию.
Вечером Иванова отправилась в Усть-Каменогорск на судебно-медицинскую экспертизу. При этом Елена заблаговременно позвонила бывшему коллеге, 52-летнему Оразбеку КАТПАНОВУ, которого Скаков уволил в июле. Тот снял девушке квартиру, а потом с согласия супруги пригласил ее пожить у них дома.
Как-то в дом Катпановых зашел какой-то мужчина. Позже он скажет в суде, что “увидел какую-то девушку, которая лежала на диване и плакала”. Хозяйка пояснила: девочку изнасиловали и ей нужен адвокат. Гость тут же кому-то позвонил, человек на другом конце провода поговорил с Еленой и назначил ей встречу - так девушка познакомилась с Ринатом ХАЛИКОВЫМ, известным в здешних краях блогером. Халиков дал девушке телефон общественной организации “НеМолчи.KZ”.
Елена позвонила в фонд, и с середины августа прошлого года с подачи общественников СМИ наперебой стали рассказывать о 19-летней несчастной, пострадавшей от экс-депутата. Адвокат Айман УМАРОВА и глава фонда “НеМолчи.KZ” Дина СМАИЛОВА без суда и следствия выражали уверенность, что речь идет об изнасиловании, а дело попытаются замять, поскольку-де Скаков - влиятельный в Восточном Казахстане человек. Об этом правозащитницы открыто писали в соцсетях.
Между тем полиция начала досудебное расследование по статье “изнасилование”. В декабре 2017-го производство по делу было прекращено за отсутствием в деянии подозреваемого состава преступления. Активистки “НеМолчи.KZ” пытались добиться возобновления расследования, но тщетно.
Вскоре было начато новое уголовное производство, теперь уже в отношении Ивановой за заведомо ложный донос. На скамье подсудимых вместе с Еленой оказался и Оразбек Катпанов. Во время судебного разбирательства выяснилось, что мужчина работал в “Оскемен курылыс” с 2014 года и доводится Скакову некровным родственником. По какой причине Скаков его уволил, неизвестно.
Какое же отношение Катпанов имеет к изнасилованию? В материалах Шемонаихинского райсуда сообщается, что он с помощью Елены решил получить материальную выгоду от своего небедного родственника. По его словам, Иванова согласилась на провокацию. Катпанов стал давать Елене указания, необходимые для достижения их совместной цели. Об этом, как установлено в суде, свидетельствует их SMS-переписка.
Правда, как следует из показаний Елены, ни в какой сговор с Катпановым она не вступала, только жаловалась ему на домогательства со стороны Скакова и советовалась, как ей поступить, если начальник все же прижмет ее...
Однако суд посчитал, что вина подсудимых “полностью доказана сведениями, изложенными потерпевшим Скаковым”, который, кстати, настаивал на самом строгом наказании организатора преступления Оразбека Катпанова.
Служители Фемиды признали отягчающим вину подсудимых обстоятельством “действие в составе группы лиц по предварительному сговору”. Суд также пришел к выводу, что Катпанов как организатор тяжкого преступления может быть наказан исключительно лишением свободы, однако, учитывая состояние его здоровья, решено было назначить ему наказание почти минимальное. В результате мужчина, обвиненный по двум статьям Уголовного кодекса, получил три с половиной года лишения свободы.
Елену Иванову признали виновной по статье “ложный донос” и назначили ей наказание в виде трех лет ограничения свободы.
- Мы намерены обжаловать приговор, - сообщила Дина Смаилова. - Мы полагаем, что Лена стала жертвой двух родственников, которые ее использовали. Просто на тот момент ее психика была травмирована, и она не понимала многие вещи. Понадобился почти год, чтобы она заговорила, осознала всю ситуацию, - считает Смаилова. - Я видела материалы всех трех уголовных дел, Скаков ни разу не дал однозначные показания. Обвинение построено на переписке Катпанова и Ивановой. Но почему-то сообщения взяты выборочно. Тех, в которых Лена пишет о домогательствах Скакова, нет.
Говоря о трех уголовных делах, Дина Смаилова имела в виду в том числе материалы в отношении блогера Рината Халикова. Дело в том, что 17 января областной специализированный межрайонный суд по уголовным делам признал его виновным в вымогательстве у Скакова крупной суммы денег и трехкомнатной квартиры в Усть-Каменогорске. Суд пришел к выводу, что Скаков начал выплаты “за нераспространение сведений по уголовному делу в социальных сетях через “НеМолчи.KZ”. А квартира якобы предназначалась Ивановой.
Халикова приговорили к семи годам лишения свободы. Сторона защиты посчитала, что его действия подлежат переквалификации на мошенничество, и подала апелляционную жалобу. 19 марта судебная коллегия по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда под председательством Кайрата ЧАКПАНТАЕВА постановила: совокупность смягчающих обстоятельств признать исключительными и применить более мягкое наказание: Халикову назначено четыре с половиной года лишения свободы.
И напоследок. В этом же постановлении есть весьма любопытное предложение: “Судом достоверно установлено, что Елена Иванова категорически возражала на получение компенсации от Скакова, о чем она сообщила Халикову, но Халиков продолжал вымогать денежные средства и квартиру у Скакова даже после того, как Иванова заявила, что не будет отзывать заявление в отношении Ержана Скакова”.

Елена СУПРУНОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть