Им всё - до лампочки, или “Да идите вы - чего пристали?..”
Ситуация с обнаруженными на берегу Урала в районе завода “Металлист” в Уральске люминесцентными лампами (см. “А ртуть и ныне там”, “Время” от 24.5.2018 г.) стала образцово-показательным примером отношения местных чиновников к экологии: никому оно не надо!
Свалку далеко небезопасных для здоровья человека и окружающей среды ламп обнаружил еще в прошлом году житель Уральска Алексей ШУСТОВ. При этом никто из экстренных и уполномоченных служб, куда он обращался, не отреагировал на его тревожные сообщения. Лампы ему пришлось убрать самостоятельно. В этом году Алексей снова прошелся по тому же берегу реки и в том же месте, что и прошлой весной, вновь наткнулся на лампы.
- Я думаю, что их кто-то сюда сваливает. Ну откуда в одном и том же месте могут появляться не одна, не две, а сотни ламп? В каком доме или квартире может скопиться такое количество этих приборов?
Алексей обратился в корпункт газеты “Время”, и мы сели на телефоны. Услышав слово “корреспондент”, собеседник на другом конце провода тут же проникся ситуацией. Уже на следующий день на место ЧП приехала бригада из западноказахстанского областного департамента экологии.
- Так как эта территория принадлежит городу, мы выдали акиму Уральска предписание о необходимости убрать весь этот мусор надлежащим образом и сообщить нам о принятых мерах. По закону на все это у акимата есть месячный срок, - сообщил замруководителя департамента экологии Мурат ЕРМЕККАЛИЕВ.
Однако инициировать расследование в отношении того, кто устроил свалку из ламп, в департаменте отказались.
- Инициировать расследование мы не можем. Это не наша компетенция, - пояснил чиновник.
Мы - в городскую прокуратуру. “После вашего звонка… прокуратурой г. Уральск ориентированы отдел ЖКХ г. Уральск, а также управление природных ресурсов и регулирования природопользования Западно-Казахстанской области для принятия соответствующих мер”. И все! Из ответа надзорного органа можно сделать однозначный вывод, что его этот факт стихийной свалки токсичного мусора не впечатлил и не побудил на поиски виновных.
В департаменте охраны общественного здоровья проблемой вообще не заинтересовались. Во всяком случае, получить комментарий в этом ведомстве так и не удалось.
Специально для таких глухих, слепых и, возможно, безграмотных чинуш напомним: люминесцентные лампы относятся к первому классу токсичности, потому что в них содержится ртуть, и об этом знает более-менее продвинутый школьник если не среднего, то старшего звена уж точно. Неорганическая ртуть опасна тем, что при взаимодействии с почвенными и водными микроорганизмами она превращается в высокотоксичное вещество - метилртуть. Растворяясь в воде, она может длительное время служить источником хронического загрязнения вод и окружающей среды. Сколько же этого жидкого металла попало в почву и воду со свалки, обнаруженной Алексеем Шустовым, неизвестно.
Тем временем экологи-волонтеры считают: велика вероятность того, что лампы выбрасывает какое-то предприятие, взявшее на себя обязанность по их утилизации. И вот тут самое интересное. Дело в том, что во всем Уральске есть только одна компания, располагающая специальным оборудованием для утилизации люминесцентных ламп и других ртутьсодержащих предметов, - АО “Талап”. Об этом нам со всей ответственностью сообщил заместитель руководителя этой структуры Сергей ЯКОВЛЕВ:
- Наша организация единственная, кто числится в списках департамента экологии как компания, имеющая соответствующее разрешение.
Между тем на сайте госзакупок можно найти информацию еще как минимум о трех уральских фирмах, которые предлагают свои услуги в сфере утилизации столь опасных приборов: ИП “Таза-Аймак”, ИП “Мега-Жазира”, ТОО “Проект-плюс”. Каким образом они принимают участие в тендере и как уничтожают токсические отходы, остается только догадываться.
- Для безопасной деятельности в этой сфере мы построили специальное отдельно стоящее помещение, подвели к нему коммуникации, приобрели дорогостоящее оборудование, обучили людей, - рассказал “Времени” Сергей Яковлев. - С соблюдением всех нормативных требований мы оборудовали автомобиль для перевозки опасных грузов. Его маршрут, между прочим, каждый раз согласовывается с департаментом по ЧС и полицией, и водитель не может отклониться от него даже на сто метров!
- Мы по-всякому просчитывали и сейчас берем с обращающихся к нам граждан за утилизацию одной лампы 200 тенге. Это минимум, который мы можем себе позволить, чтобы работать хоть с какой-то прибылью, - продолжил наш собеседник. - В общем, это дело очень затратное. Но мы всегда проигрываем при госзакупках! Есть компании, которые просят за свои услуги цены, меньшие в разы. Каким образом они добиваются таких цен, я не знаю. Каким образом они утилизируют эти лампы и насколько соответствуют требованиям безопасности, тоже сказать не могу.
Вопрос могла бы прояснить обыкновенная проверка деятельности компаний, выигравших тендеры по утилизации токсического мусора, или расследование по факту обнаружения брошенных ртутных ламп. Но, увы...
- К слову, ртутьсодержащие лампы и градусники - это не единственная проблема, - подмечает Сергей Яковлев. - А сколько кислоты оказывается в почве из-за выброшенных обычных батареек! Их утилизацией в нашей стране вообще никто не занимается. А сколько старой оргтехники выброшено на полигоны твердых бытовых отходов! В цивилизованных странах ее разбирают на составляющие, а пластик перерабатывают. А у нас закапывают в землю. Хотя всем известно, что пластик разлагается несколько сотен лет! И еще неизвестно, сколько всякой гадости при этом выделяется. Вся эта дрянь со свалок попадает в почву и рано или поздно оказывается в воде, которую мы пьем. О каком здоровье нации может идти речь?!
В Казахстане принято множество законов, призванных обеспечить безопасность граждан, животного мира и окружающей среды. Однако работает, увы, только малая толика из них. Все потуги законотворцев в пух и прах разбиваются о равнодушие чиновников на местах. Жить по правилу “моя хата с краю” им очень комфортно. А при таком отношении к делу Алексей Шустов наверняка и в следующем году на том же самом месте найдет новую внушительную партию брошенных ртутных ламп.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и Георгия СЕМЕНОВА, Уральск