И мёртвого поднимут
Кадырхан АБДУЛЛАЕВ: направо пойдешь - в пивнушку войдешь, налево пойдешь - на погост попадешь.
В Таразе у главного городского кладбища появились веселые соседи - кафе и... скотобаза. Администрация кладбища хватается за голову. Но как с этим бороться, пока неясно
Кладбищенскую проблему подняли читатели.
“Уважаемая редакция! - пишет таразец Сергей Н. - В настоящее время у нашей семьи, и не только у нашей, но и у всех жителей города, чьи родственники покоятся на кладбище “Зеленый ковер”, возникла проблема. Дело в том, что на территории кладбища пасется скот. Овцы пожирают не только траву, но и молодые деревца. Мы с супругой на могиле своей дочери посадили два дерева, несколько месяцев за ними ухаживали, но животные сожрали их подчистую. Мы неоднократно обращались к администрации кладбища, но там отвечают, что скот частный и они с этим ничего поделать не могут. А я считаю, что это вандализм по отношению к мертвым. Помогите как-нибудь прекратить это варварство!”
Письмо привело нас на главное городское кладбище “Зеленый ковер”. Встретились с его директором Кадырханом АБДУЛЛАЕВЫМ. То, что он рассказал и показал, оказалось куда серьезнее, чем просто “пасутся барашки на могилках”.
- Сергей совершенно справедливо возмущается, - говорит Кадырхан Абдуллаев. - И не он один. С некоторых пор ко мне стали обращаться граждане: почему рядом с захоронениями мусорные кучи? почему пасутся бараны? Действительно, кому это понравится, когда в месте, где витают мысли о вечном и звучат молитвы, вдруг появляется блеющее стадо. Мы начали выяснять, в чем дело, откуда здесь овцы, откуда свалка за административным зданием. По неимоверному количеству бутылок догадались, что мусорные кучи - плоды жизнедеятельности расположенной прямо перед кладбищем кафешки, имеющей бешеную популярность среди местных выпивох. Сколько мы их выпроваживали с территории кладбища! Напьются, пойдут гулять среди могил, нужду справляют, потом так и уснут на могилках... А тут еще и свалка! Сначала я пробовал договориться с хозяином кафе Алиаскаром ДААНОВЫМ по-доброму: просто предложил ему убрать отходы. Реакции не последовало. Тогда я сам нанял экскаватор, пять КамАЗов, выгреб и вывез весь мусор и во избежание новых куч положил на это место плиты перекрытия. Тут же примчался разъяренный Даанов: почему вы перекрыли мой участок?
За грозным визитом последовал вызов в суд в качестве ответчика - чтобы плиту убрали. В суде выяснилось, что примыкающий к кладбищу земельный участок действительно принадлежит господину Даанову - в 2016 году выделен ему в аренду сроком на 10 лет. Целевое назначение земли - благоустройство кафе. От могилок участок отделяют всего-то 25 метров!
- Возникает вопрос: на каком основании горакимат выделил Даанову этот участок, если по санитарно-эпидемиологическим требованиям санитарно-защитная зона вокруг кладбища составляет 300 метров? - недоумевает Кадырхан Абдуллаев. - Мало того, через кладбище проходят линии электропередачи (ЛЭП), земля под которыми является охранной зоной и принадлежит ТОО “Жамбылские электросети” (ЖЭС). В охранной зоне, как известно, никакое строительство, никакое складирование мусора и никакой выпас скота не допускаются. Даанов же на выделенном ему участке устроил большую свалку! Но одного кафе Даанову показалось мало, он еще открыл в охранной и санитарно-защитной зоне крестьянское хозяйство “Рустем” с убойным цехом. А где выпасать скот? Только на кладбище!
- А куда смотрит департамент охраны общественного здоровья Жамбылской области? - интересуюсь у директора кладбища.
- А они сюда и не заглядывают, - вздыхает мой собеседник. - Сколько их ни приглашали, ни разу не пришли. Правда, приехали однажды представители горакимата, составили акт, что земля используется не по назначению - и все на этом. А бывший главный архитектор города Ильяс БЕКЕЖАНОВ, который выделял Даанову данный участок, на мой вопрос о законности выделения ответил, не смущаясь: “Меня об этом попросил один из бывших акимов города”. Кто именно, он не сказал.
…Вместе с директором мы обошли административное здание кладбища и смогли лицезреть все прелести соседства с кафе, которое, кстати, почему-то не имеет названия. От налоговиков укрываются, что ли? Ну хорошо, что хоть не назвали “В гостях у мертвеца”! Хозяина на месте не оказалось. А мы так хотели задать ему вопрос: не страшно держать увеселительное заведение рядом с могилками? Не в плане того, что “мертвые с косами стоят”, а просто неэтично это как-то. Не по-божески…
Не встретили мы Алиаскара Даанова и на судебном процессе. Не на том, где он отстаивал свое право не видеть плиту перекрытия на своем участке и который выиграл, а на новом - где уже он сам выступает ответчиком. А истцом - ТОО ЖЭС, которое абсолютно не устраивает такое пренебрежение к энергетическим объектам повышенной опасности и которое требует расторжения договора между арендатором и акиматом. Уже дважды назначались судебные заседания. Но ни сам Даанов, ни его представитель в суд не явились.
- Составляя акт выборки земельного участка, работникам отдела архитектуры и градостроительства акимата города Тараза достаточно было бы приехать на место и просто поднять глаза, - комментирует ситуацию правозащитница Роза КУШАКОВА. - И они бы увидели над собой высоковольтные линии. Это значит, что здесь охранная зона и необходимо согласие электроснабжающей организации на использование земли. Но ни ее согласия, ни согласия двух других смежников - администрации кладбища и хозяина рядом стоящей АЗС - господин Даанов не получал. А земельная комиссия, которая обязана была проверить, имеются ли необходимые подписи в листе согласования, этот момент проглядела. А может, намеренно “не заметила”. Данный вопрос, мне кажется, может стать предметом выяснения для антикоррупционной службы.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз