“Мурка своё дело сделал...”
На суде в Таразе свидетели рассказали страшные детали гибели банкира Татишева
Судебный процесс по делу об убийстве бывшего председателя правления АО “Банк ТуранАлем” Ержана ТАТИШЕВА (на левом снимке), проходящий в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области (см. “Драма на охоте. Акт второй”, “Он назвал его тихо по имени”, “Охотиться с ним неохота”, “Время” от 7, 17 и 22.2.2018 г.), пересек экватор. На сегодняшний день допрошено 62 свидетеля, и основные из них уже дали показания. Картина преступления все отчетливее, мотивы все очевиднее. И признание в умышленном убийстве по заказу беглого олигарха Мухтара АБЛЯЗОВА (на правом снимке), сделанное бывшим главой ТОО “КазСтройСтекло”, а ныне подсудимым Муратханом ТОКМАДИ (он же - Мурка), похоже, находит полное подтверждение.
Вчера судебное заседание было отложено в связи с отъездом адвоката. В числе нескольких свидетелей, которых судья Азамат ТЛЕПОВ успел допросить до обеда, показания давала бывшая супруга подсудимого Светлана ЖАКИШЕВА. Она фактически подтвердила прозвучавшее на первом же слушании признание Муратхана-Мурки в получении денег за исполнение заказа: сказала, что своими глазами видела в доме две дорожные сумки, доверху набитые долларовой наличностью.
- Это было в 2004 и в 2005 годах, - рассказывала Светлана. - Я, конечно, тогда не знала, что это плата за убийство, думала, что это просто бизнес Муратхана. А в подробности не вникала, я вообще в дела мужа никогда не лезла.
О непростых взаимоотношениях банкиров рассказал бывший топ-менеджер БТА Банка Жаксылык ЖАРИМБЕТОВ (в прошлом году он был экстрадирован в Казахстан из Турции, где - обвиняемый в мошенничестве - восемь лет скрывался от правосудия). Жаримбетов показал суду: после освобождения Аблязова из мест лишения свободы он начал продвигать свои бизнес-проекты в России, в чем ему содействовал экс-глава КНБ Нартай ДУТБАЕВ. Именно на эти аблязовские проекты (равно как и на развитие компании “Бетпак-дала”) Татишева вынудили выделить 300 миллионов долларов США в виде банковского кредита.
- Татишев никогда бы не выдал Аблязову эти средства, я это точно знаю, - уверял свидетель. - Ведь между ними уже тогда были натянутые отношения.
По поводу той роковой охоты Жаримбетов заметил: он сомневался в распространенной в то время официальной версии о якобы случайном выстреле:
- В то время на Татишева оказывалось давление со стороны Аблязова и Дутбаева, действовавшего в интересах олигарха. КНБ инициировал многочисленные проверки на предприятиях Татишева. Я слышал, что он пребывал в состоянии стресса и, чтобы хоть немного отвлечься, часто выезжал на охоту.
Свидетель поведал и о своих тайных встречах с Мухтаром Аблязовым в Лондоне, о доверительных разговорах с ним:
- Как-то я спросил: “Как же это все произошло с Ержаном там, на охоте?” А Аблязов мне ответил: “Тебе зачем это надо? Не лезь ты в эту историю. Мурка свое дело сделал…” Я тогда не понял смысла сказанного, и лишь потом до меня дошло, что стоит за этой фразой.
По словам Жаримбетова, с Ержаном Татишевым они были близкими друзьями и трагическая гибель стала для него тяжелой потерей.
- К сожалению, так случилось, что я долгое время был связан с Аблязовым, - продолжал Жаримбетов. - И такое его признание по поводу Мурки (а я знал, что в убийстве подозревали именно Муратхана Токмади) оказалось для меня неприятной новостью. Я и раньше считал, что смерть Татишева была выгодна Аблязову, но всячески отгонял от себя эту мысль. А та фраза Аблязова говорила о том, что именно так все и было. Примерно через полгода после смерти Татишева Аблязов вернул себе полный контроль над БТА Банком.
Показания еще одного свидетеля - бывшего коллеги Токмади Талгата СЕИТОВА - проливали свет на то, как он вместе со своим ныне покойном братом обналичивал крупные денежные суммы Мухтара Аблязова.
- В “Астана холдинг” я пришел работать в начале 90-х, - рассказывал Талгат Сеитов. - Меня туда позвал мой покойный брат Асхат СЕИТОВ. Полгода я возглавлял принадлежавшую Аблязову фирму “Астана МедСервис”, занимавшуюся поставками лекарств. Но спустя полгода я оттуда ушел из-за возникших у нас с Аблязовым трений. Я основал свою компанию, но по просьбе брата мы параллельно занимались обменными операциями. Кроме того, по поручению Мухтара Асхат проводил обналичивание денежных средств. В 2004 году мы с братом обналичили от 500 тысяч долларов до двух миллионов. Деньги отвозились в офис Банка ТуранАлем. И такие операции по обналичке средств для Аблязова мы проводили два-три раза в месяц в 2004-2005 годах.
Входе допроса свидетеля встал вопрос и об убийстве Татишева. По признанию Сеитова, он всегда считал, что убийство банкира было заказным, и не раз слышал от брата о том, что в этом деле замешан Мухтар Аблязов.
- По-моему, Асхат очень много знал об этом. Он говорил, что, мол, если Мухтар даже своего друга не пожалел, то что еще от него ждать? - сказал Сеитов. - Страшный он человек. Был еще партнер у Асхата по имени Ерден - крупный оптовик по валюте. Помню, мы сидели в машине около Темирбанка в Алматы (где сейчас находится ForteBank). Мы ждали деньги и обсуждали гибель Ержана. И Ерден сказал, что за этим стоит Мухтар.
Еще один очень близкий друг Татишева дал показания - экс-заместитель начальника управления розничного бизнеса Банка ТуранАлем Ерлан АЮПОВ. Свидетель рассказал, как Аблязов завладел долей Ержана в БТА Банке после его гибели.
По его признанию, незадолго до своей ужасной смерти Татишев, чего-то опасаясь, усилил личную охрану.
- 18 декабря 2004 года я ему позвонил и предложил встретиться, чтобы обсудить рабочие вопросы. Но он сослался на усталость: давай, говорит, потом - впереди целая рабочая неделя. А утром 19-го мне позвонил замакима Жамбылской области и сказал: срочно нужен вертолет, поскольку мой шеф тяжело ранен. И буквально тут же звонит бывший председатель правления БТА Банка МАМЕШТЕГИ и сообщает: Ержан мертв... Потом все стремительно закрутилось - мы занялись похоронами, которые прошли 22 декабря. В Алматы в колонном зале стоял почетный караул, было множество народу. В толпе я заметил Мухтара Кабуловича Аблязова, подбежал, дал ему повязку для почетного караула, а он отмахнулся. Потом как-то незаметно ушел, и больше мы его не видели... А за день до гибели между Аблязовым и Татишевым состоялась встреча в аэропорту (Ержан прилетел из Москвы). Между ними шел разговор на повышенных тонах, после которого они разошлись не попрощавшись.
По показаниям свидетеля, в тот период, когда Аблязов находился в заключении, между ним и Татишевым была достигнута договоренность о переходе банка под контроль Татишева и покупке им пакета акций Аблязова за 300 миллионов долларов. Татишев обещал выкупить акции частями. Но в 2003 году Аблязов неожиданно вышел на свободу. На тот момент банк стоил более 2,5 миллиарда долларов.
- Я знаю, - заявил свидетель, - что Ержану были предъявлены претензии, так как договорная сумма не соответствовала рыночной стоимости банка.
Все причастные к финансовым делам свидетели подчеркивали: после смерти Ержана Татишева в банке началась острая борьба за власть. Наследницей выступала вдова Татишева Анар АЙТЖАНОВА (в последующем именно у нее Аблязов выкупил долю в банке). Уволившись из банка в октябре 2005 года, Ерлан Аюпов по договоренности забрал с собой 106 сотрудников. Уехала из страны и Анар Айтжанова.
- Аблязов выкупил причитающуюся ей долю активов на сумму примерно в 100-120 миллионов долларов, - показал суду свидетель Аюпов.
Он рассказал и о некоторых частных моментах, характеризующих личность Аблязова. В банке в честь погибшего Ержана Татишева был создан музей - там экспонировались личные вещи и фотографии покойного.
- В том же 2005 году музей был уничтожен, - с горечью произнес Аюпов. - По указанию Аблязова все вещи вынесли в фойе, их потом забрали родственники. А в пустой кабинет сел Мухтар Кабулович...
Галина ВЫБОРНОВА, фото с интернет-ресурсов, Тараз