Если бы не пятница, вечер
В Алматы раскрыто преступление 18-летней давности
Удивительная для казахстанской полиции история произошла в Алматы. Случайно или нарочно, но сотрудникам правоохранительных органов удалось привлечь к ответственности преступника, скрывавшегося от следствия почти два десятка лет!
17 октября 1999 года, в пятницу, группа молодежи отдыхала в кафе “Айгерим” по проспекту Сейфуллина - примерно в том районе, где сейчас находится “Риксос”. На тот момент 20-летний Наиль КАСЫМОВ пришел в заведение вместе с любимой девушкой Миленой ЛЕВЧЕНКО и близким другом Андреем ПРИХОДЬКО. Ребята выпивали, танцевали, общались. Как говорят в таких случаях, ничто не предвещало трагедии…
В тот же вечер в кафе заглянул молодой аспирант университета “Туран” Валентин СЕРГИЕНКО. С Наилем Касымовым они были примерно одного возраста, но Сергиенко оказался более серьезным молодым человеком - успел жениться, стать отцом. По отзывам родных и знакомых, он никогда не позволял себе напиваться, хорошо учился, поэтому и остался в аспирантуре.
Что же произошло между Сергиенко и Касымовым, до сих пор остается загадкой. Конфликт между ними вспыхнул в заведении, после чего парни вышли на улицу, где ссора переросла в драку. Ребят разняли, Наиля увели в кафе, а Валентин так и остался на улице. Как позже установила судебно-медицинская экспертиза, Сергиенко была нанесена черепно-мозговая травма, причиненная тупым твердым предметом либо от удара об таковой. В результате травмы произошло кровоизлияние в головной мозг. Других серьезных повреждений на теле не нашли - лишь ссадины и кровоподтеки. По всей видимости, Валентина либо ударили тяжелым предметом по голове, либо он стукнулся головой при падении.
К сожалению, подобные происшествия случаются сплошь и рядом. Ресторан или ночной клуб, алкоголь или наркотики, а в итоге драка и смерть. И раскрываются такие преступления довольно быстро - полицейские собирают показания свидетелей, находят тех, кто знает участников конфликта, и на этом все заканчивается. Сейчас, в эпоху мобильных телефонов и Интернета, поймать виновных еще проще: достаточно взять данные операторов сотовой связи или зайти в Инстаграм - молодежь очень любит отчитываться в соцсетях о каждом своем шаге. Но тогда, в 1999-м, далеко не каждый мог позволить себе телефон. Но зато существовали другие методы поиска подозреваемых. Одним словом, Наиля Касымова и его друзей удалось вычислить, пусть и не сразу. Вот только найти парня по месту жительства не получилось - он неожиданно исчез.
Шли годы. Расследование завершилось к 2004 году, когда показания Милены Левченко и Андрея Приходько окончательно прояснили картину произошедшего. Друзья Касымова рассказали, что конфликт начался из-за взаимных оскорблений, но одной дракой дело не ограничилось.
Как вспоминала девушка Наиля, они уже собирались уходить из кафе, но на улице увидели лежавшего на земле парня. Милена хотела ему помочь, но он начал ее материть, что и взбесило Касымова, который еще раз избил Сергиенко. На следующий день они узнали, что парень умер, а затем Наиль позвонил ей и попрощался перед отъездом.
Подтвердил эти слова и Андрей Приходько - он видел и первую драку, и вторую. Причем во втором случае это уже было избиение - Сергиенко не защищался, а лишь кричал: “Ну убей меня, убей!”
- После совершенного преступления подозреваемый скрылся, - рассказывает руководитель пресс-службы ДВД Алматы Салтанат АЗИРБЕК. - Он был объявлен в розыск, но на территории Казахстана не проживал, что затрудняло его поиски.
Так откуда же полицейские узнали, где именно находился Наиль Касымов все эти годы? Им помог случай - у бывшего жителя Алматы начались проблемы на новом месте жительства, и неожиданно выяснилось, что и в Казахстане его ищут за старые грехи.
- В 2016 году сотрудники Алмалинского РУВД получили оперативную информацию, что Касымов Наиль Римович, 1979 года рождения, скрывается в России, - объясняет Салтанат Азирбек. - В Казань, где он постоянно проживал, было отправлено специальное поручение. По нашему запросу данный гражданин был задержан, установлено, что он все это время проживал под именем ЗАКИРОВА Фарида Рафиковича.
Как оказалось, еще тогда, в 1999 году, Наиль Касымов пришел домой и честно рассказал родственникам о случившемся. Он и его друг Андрей Приходько знали, что Валентин Сергиенко скончался на месте драки. Родные решили помочь Наилю избежать ответственности. Один из них сумел вывезти Касымова из страны и поселить в Казани. Там парню сделали новый паспорт, и он смог начать жизнь “с нуля”, стал заниматься сборкой мебели, открыл свою фирму, женился, появились дети… Вот только дорога домой была закрыта - Наиль понимал, что может быть задержан при пересечении границы. Через какое-то время к сыну перебралась и мать - она тоже получила российское гражданство. Кстати, этот факт помог алматинским полицейским подтвердить связь между Касымовым и Закировым.
Весной 2017 года Фарид Закиров был этапирован в Алматы. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы поднять дело из архива и вновь провести все следственные действия. Немудрено, что некоторые свидетели, дававшие показания 18 лет назад, уже сменили место жительства, поэтому не всех удалось найти. Дополнительного изучения потребовало и судебно-медицинское заключение. Разумеется, суд заслушал и самого Наиля Касымова. Он заявил, что не избивал Валентина Сергиенко, а лишь ударил его один раз. Правда, слова свидетелей полностью разбивали его версию.
Дала показания в суде и супруга погибшего. Она рассказала, что ее муж был добрым и общительным человеком, практически не употреблял алкоголь и избегал конфликтов. В тот день, 17 октября, он готовился к посвящению студентов университета “Туран”, а после репетиции должен был отправиться к своей маме, однако в течение двух дней о нем ничего не было слышно. Лишь в понедельник с ней связались полицейские и сообщили, что муж оказался в больнице после драки. Женщина простила виновника гибели своего мужа и попросила назначить ему минимальное наказание.
Наиль Касымов был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека, и приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Срок он будет отбывать в колонии общего режима.
Родные Валентина Сергиенко комментировать судебное решение газете “Время” отказались. Его дочери, выросшей без отца, в этом году исполнился 21 год.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы