Погасшая звезда
В этих краях к скоту отношение порой лучше, чем к женщине. Здесь самая высокая по региону женская смертность. Зато в полиции полный ажур. Уголовные дела закрывают, из них исчезают вещдоки, виновные или причастные к гибели домашних рабынь гуляют на свободе. Речь идет о Сайрамском районе Южно-Казахстанской области. Год назад здесь разыгралась очередная трагедия, и точка в ней еще не поставлена.
В старинном ауле Карабулак девочки становятся невестами лет в шестнадцать. В двадцать у них два-три малыша, а в 25 лет это уже многодетные матроны. По здешним меркам 27-летняя Юлдуз МАВЛАНКУЛОВА считалась старой девой. В юности, вместо того чтобы невеститься, строчила конспекты, зубрила уроки, а после, став педагогом местной школы, учила ребятишек казахскому языку.
Когда к ней посватался Ёркинжан НАРТАЕВ, девушка долго не раздумывала, а зря. С самого начала супружество не заладилось. Как ни старалась угодить мужу и свекрови невестка, скандалов избежать не могла.
- Свекровь хотела оставаться полновластной хозяйкой, - вспоминает мама Юлдуз Иззатай МАВЛАНКУЛОВА. - Даже ключи от дома не давала снохе. Бывало, Юлдуз придет с работы, а двери закрыты. Стоит под дождем, ждет, когда свекровь из гостей или с базара вернется. Да и зять настоящий изверг. Бил мою девочку сильно. Я ей говорила, чтобы вернулась домой, а она надеялась, что все образуется.
В родительский дом Юлдуз возвращалась не раз. Летом 2015 года на последних месяцах беременности, не выдержав физических и моральных издевательств, женщина загремела в больницу. Иззатай с сыновьями сутками дежурили у палаты, а когда она родила, забрали и внука, и дочь. За все пребывание в роддоме папаша ни разу не проведал супругу с младенцем и отказался платить за лекарства.
- Я привезла Юлдуз с малышом домой, а вечером пришел зять, - рассказывает Иззатай. - Орал, требовал отдать сына. Силой забрал мальчика и ушел. Юлдуз пошла за ним, а уже на следующий день зять снова привез их ко мне, но прежде отобрал документы на пособие по рождению ребенка. Деньги взял, а жену с ребенком, как кутят бродячих, подбросил.
Родные уговаривали Юлдуз развестись. Убеждали, что не дадут пропасть ни ей, ни ее малышу. Работа, стабильный доход есть. Не хочет жить в родительском доме, пусть селится в пустующем доме. Его построил для себя старший брат, но так и остался с семьей в отчем доме. Юлдуз с ответом не спешила, а когда пришел благоверный, собрав пожитки, вернулась к нему. Вновь закрутилась карусель скандалов и издевательств.
- Сколько раз я уговаривал сестренку, чтобы бросила этого садиста, - говорит Дилмурат МАВЛАНКУЛОВ. - Она плакала, но терпела. Больше побоев мужа боялась дурных разговоров соседей, родственников, коллег. Злыми языками могилу можно человеку выкопать.
По словам Иззатай Ирсалиевны, последние месяцы зять совсем рассвирепел. Сколько раз плакалась ей дочь, показывала синяки и болячки. Мать порывалась устроить взбучку дебоширу, но Юлдуз, боясь еще худших последствий, сдерживала. По той же причине не вмешивались в дело и братья бедняжки, а злодей тем временем сатанел все больше. Одной из причин свирепости тирана стала его новая пассия. Следуя карабулакской моде, Ёркинжан решил привести в дом вторую жену. Юлдуз противилась, за что была постоянно и нещадно бита.
- В прошлом году 25 января утром она позвонила и с плачем рассказала: только что по телефону говорила с какой-то Лолой, - вспоминает Иззатай. - Эта девица сказала, что она новая жена Ёркинжана, и потребовала, чтобы моя дочь убралась из его дома вместе с детьми. Мы поговорили, а вечером к нам приехал незнакомый мужчина и сказал, что Юлдуз повесилась.
Иззатай и Дилмурат рассказывают, что о гибели Юлдуз они узнали последними. Когда мать с братом подъехали к дому, где жила Юлдуз, там уже стояла толпа. Дилмурат вспоминает, что зять разговаривать с ними не стал. Сказал, что жена повесилась, и ушел. Зеваки рассказали, что тело бедняжки нашли на втором этаже сарая, где хранилось сено. Мать с сыном прорвались сквозь толпу и увидели труп.
- На тот момент я ничего не соображала, обнимала дочку, трясла ее, надеясь, что проснется, - плачет старушка. - На ее шее была фиолетово-синяя полоса, халат был весь изорванный, грязный. Я вдруг подумала, где она могла так испачкаться, ведь в сарае никакой грязи - одно сено, а потом сквозь дырку в платье увидела кровоподтек. Открыла спину, а она в кровь исполосована камчой! Думаю, этот изверг сначала ее избил, а после повесил, инсценировав самоубийство.
В тот же день в Сайрамском РУВД завели уголовное дело по статье “доведение до самоубийства”. К нему приобщили все вещественные доказательства: кусок петли, с которой супруг снял повешенную, изорванную одежду и другие материалы. В той же папке было заключение эксперта Сайрамской судмедэкспертизы Елдоса ЕРБОЛАТА от 13 февраля 2017 г., в котором зафиксированы “следы и последствия механической асфиксии шеи, множественные кровоподтеки на спине, предплечье, ссадины на коленях и голени, кровоизлияния в грудной клетке”. Несмотря на результаты экспертизы и показания семьи погибшей, 25 февраля 2017 года следователь Сайрамского РУВД Булеген ТУЛЕГЕНОВ принял решение о прекращении производства “за отсутствием состава преступления”.
- Мы пытались опротестовать это, - рассказывает Дилмурат Мавланкулов. - Требовали, чтобы дело возобновили, чтобы взяли распечатку звонков в Kсеll. Перед смертью она несколько раз звонила на “горячую линию” Генпрокуратуры. Видимо, искала у них защиты... Мы требовали эксгумацию, потому что были уверены, что Юлдуз не повесилась, а ее убили. Несколько раз ходили на прием к начальнику райполиции, толку не было. Дважды ходили к начальнику областного ДВД СУЛЕЙМЕНОВУ. Тоже глухо.
Тогда юристы неправительственной организации “Сана Сезим” написали жалобы в МВД и Генеральную прокуратуру, и дело о гибели карабулакской учительницы не только возобновили, но и передали для расследования в область. В начале июля 2017 года тело погибшей эксгумировали. Спецы из областной судмедэкспертизы не только подтвердили результаты сайрамского коллеги, но и обнаружили еще пару прижизненных переломов ребер. Спустя почти девять месяцев после гибели Юлдуз ее супруга Ёркинжана Нартаева арестовали по подозрению в убийстве. В ходе следствия всплыли некоторые странности. Так, из дела исчезла та самая веревка, на которой якобы повесилась женщина, а это очень веская улика. Ведь на ней сохранились биологические материалы (пот, жир и пр.) потенциального убийцы, что расставило бы все точки над “i”. Была ли эта потеря преднамеренной и причастен ли к ней следователь Сайрамского РУВД Тулегенов, сейчас выясняет следствие.
Кроме того, в ходе следственного эксперимента областники обратили внимание на то, что Нартаев и его брат, которые вынимали Юлдуз из петли, показали разные места крепления веревки. Это еще раз заставило следователей усомниться в невиновности супруга погибшей. Зато мать арестованного обивает пороги общественных приемных, требуя освобождения сына.
- Он хороший, - пытается убедить членов различных комиссий мать арестованного. - Он не курит, не пьет. Сноха сама повесилась, а теперь ее родня моего невиновного сына хочет посадить.
Является ли деспотичный муж из Карабулака убийцей, будет ли признан виновным в доведении до самоубийства своей жены или он невинная жертва заговора бывших родственников? Этот вопрос в скором времени решит судья межрайонного специализированного суда Даурен МАДАЛИЕВ. Тем временем двоих сыновей погибшей дочери забрала на воспитание их бабушка Иззатай. Родной отец мальчиков и его мать удерживать сирот не стали.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, фото автора и из семейного архива, Шымкент