Старики и разбойники
Как интернет-мошенники украли у кокшетауской пенсионерки все ее накопления, а Халык банк не смог им помешать
Пенсионерка Наталья КОНДРАШЕВА из Кокшетау может прочитать лекцию об интернет-мошенниках, орудующих на счетах казахстанских банков. Женщина узнала на своем опыте, что обмануть могут кого угодно. И никто не сможет защитить - ни полиция, ни суд, ни даже суперсовременная защита самого крупного финансового института страны - Народного банка.
В семье Кондрашевых уже несколько лет общая цель - накопить денег на квартиру сыну в Астане. Поэтому пенсионеры и откладывают каждую копейку, лишь бы собрать стартовый капитал, а остальное, глядишь, и в кредит получится взять…
- Пенсионные накопления у меня лежали на карточке Народного банка, - вздыхает Наталья Васильевна. - Вот дети и подсказали: открой депозит в этом же месте, чтобы деньги туда-сюда не таскать. Так и сделала. Летом 2016 года всю сумму перенесла с карты на депозит. Положили деньги ровно на год. Потом продали дачу - туда же добавили. Муж отпускные получил - никуда не поехали, тоже на депозит. Вот так к лету 2017 года собралось там больше 4 миллионов тенге. Деньги эти не трогали, ни копейки не сняли. А потом решили продать квартиру в Кокшетау…
Нетрудно догадаться, что было дальше. Пенсионерка попалась на удочку мошенников, выудивших у нее нужную информацию о ее банковской карте.
- Мы дали объявление, тут же позвонили и сказали, что из Павлодара, квартира по фотографиям понравилась, цена устроила, - объясняет Наталья Кондрашева. - Дескать, готовы даже аванс перевести на ваш счет, чтобы другим не продали. Причем почему-то сказали, что нужна карта именно Народного банка или Сбербанка. А у меня карточка Народного лежит пустая, на ней ни копейки нет. Думала, что риска никакого нет. Цифры с карты им сказала, потом мне говорят, что еще через банкомат нужно мобильный номер ввести, чтобы перевод прошел. Я так и сделала.
Пенсионерка, сама того не желая, подключила телефон злоумышленников в качестве доверенного номера своего счета. Она даже не подозревала, чем это ей грозит.
- В субботу я разговаривала с этими людьми, а в понедельник мы с мужем поехали в банк проверить карту и заодно узнать, как там наш депозит, - рассказывает Наталья Васильевна. - А в банке мне и говорят: у вас на депозите осталось 75 тысяч тенге. Я чуть в обморок не упала: а где еще 4 миллиона? Мне открывают счет - вот в выходные вы совершили 18 транзакций, создали несколько виртуальных карт, чтобы переводить деньги…
Мошенники сработали очень грамотно: получив доступ к платежной карте Кондрашевой, они выяснили, что к ней привязан и депозитный счет! А все остальное было делом техники: они разделили деньги по частям, чтобы выводить их на свои счета… в Сбербанке!
- В банке мы были в понедельник, 17 июля, а на следующий день мне позвонили из алматинского офиса Народного банка, - вспоминает Наталья Кондрашева. - И таким спокойным голосом говорят: вы стали жертвой мошенников, вам нужно обратиться в полицию с заявлением, а мы ничем помочь не можем.
Пенсионеры воспользовались советом и попросили помощи в правоохранительных органах. Вот только кокшетауские копы оказались явно не готовы к борьбе с преступлениями из мира высоких технологий.
- Полицейские отправили в Сбербанк бумагу с требованием арестовать счета, куда были перечислены деньги, и предоставить информацию о владельцах, - объясняет Наталья Васильевна. - Вот только из банка пришел ответ, что запрос составлен неправильно, поэтому его нужно переделать. А полицейские, как мы поняли, этого не сделали.
Наталья Кондрашева попыталась вернуть деньги последним доступным способом - обратилась в Кокшетауский городской суд, требуя взыскать с банка украденные деньги.
- У нас есть договор между клиентом и банком, - объясняет пенсионерка. - Там черным по белому написано, что банк берет на себя обязательство обеспечить сохранность вклада. Почему же Народный банк этого не сделал? Мы с себя вины не снимаем - нас обманули мошенники. Но почему банк не защитил депозит? Почему в службе безопасности никто не обратил внимания, что на моем счету происходят какие-то операции? За день 18 переводов, четыре виртуальные карты, деньги туда-сюда ходят. И это у меня, пенсионерки, которая отказалась от услуги интернет-банкинга, отказалась от SMS-информирования. Мне вообще все эти услуги непонятны и не нужны! Почему, наконец, мою пенсионную карточку привязали к депозиту, если я этого не просила? Мне это и не надо было! Я по условиям договора не имею права прийти и снять все деньги - мне нужно за трое суток уведомить банк, чтобы мне подготовили всю сумму. А тут за выходные выводят все 4 миллиона - никто даже внимания не обращает!
Судью Кокшетауского горсуда Дидара БАЙНИЯЗОВА вопросы сохранности депозитов тоже взволновали - он задавал много вопросов представителю Народного банка, но иск Кондрашевой все-таки не удовлетворил.
- Мы подали апелляцию, у нас просто нет другого выхода, - объясняет Наталья Васильевна. - Будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует и деньги нам вернут. Для чего вообще нужны такие банки, как Народный? Чтобы у пенсионеров последние деньги пропадали? Надо было под матрасом их дома держать, лучше бы сохранились, чем в этом банке…
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива Натальи КОНДРАШЕВОЙ, Алматы
Комментарий в тему
Шавкат САБИРОВ, президент Интернет Ассоциации Казахстана:
- История классическая, и, на мой взгляд, в случившемся виновата не только Наталья Кондрашева, но и Халык банк, его служба безопасности. Безусловно, доступ к карточному счету дал клиент, но система безопасности банка должна была обратить внимание на необычную или нехарактерную активность в интернет-банкинге клиента. Во-первых, депозитный счет в банке имеет существенные ограничения по сравнению с карточным. И транзакции с ним должны вызвать немедленную реакцию системы и службы безопасности банка. Во-вторых, если пользователь создает новые виртуальные карты в Интернете и проводит сразу (!) 18 транзакций, хотя раньше этого никогда не делал, то система должна отреагировать и заблокировать сразу первый же перевод. Как мы видим, этого не произошло. Поэтому банк должен признать, что не способен защищать депозиты и средства своих клиентов. Служба безопасности банка просто прозевала это. И дело чести службы безопасности и самого банка немедленно найти мошенников, наказать их, сделать это публично на всю страну. Разумеется, нужно погасить ущерб пенсионерам и потратить еще больше денег, чтобы другим мошенникам было страшно идти на такие преступления. Тем самым Халык банк сбережет средства клиента и докажет, что он лучший в Казахстане.