Перекрёсток недоразумения
Павлодарским дознавателям от полиции понадобился целый год, чтобы... не определить виновных в стандартно-простейшем ДТП - в аварии на перекрестке. И все бы ничего - кого сегодня удивишь некомпетентностью, халатностью, а то и полнейшим безразличием к происходящему? Но в том происшествии пострадали несколько человек - трое детей и двое взрослых. Причем тяжелые травмы получили пятилетняя девочка и ее бабушка, нуждающиеся теперь в дорогостоящем длительном лечении. Кто заплатит за их здоровье?
18 сентября прошлого года “ЗАЗ Chance” под управлением Михаила ТОЛМАЧЕВА, ехавший по улице Ермака, не притормаживая, вылетел на перекресток с улицей Геринга, где врезался в заднюю часть “лады”, ведомой Александром ПАВЛОВЫМ. Удар был такой силы, что “жигули” развернуло несколько раз.
Для прибывших на место полицейских на тот момент все было яснее ясного. И немудрено: о том, что улица Геринга главная, а Ермака - второстепенная, в Павлодаре знают практически все. Инспектор местной полицейской службы Бибол ЖУМАНОВ журналистам сообщил, что в отношении Толмачева начато досудебное расследование, а окончательное решение будет принято после выздоровления пострадавших. Виновнику, заметил он, грозит штраф в 20 000 тенге либо лишение водительских прав на девять месяцев. Водитель Толмачев полностью признал вину и в райотделе внутренних дел написал заявление о том, что обязуется возместить ущерб. Уже был назначен суд по факту административного правонарушения, но в больнице выяснилось, что пассажиры “лады” пострадали сильно, и 3 октября на Толмачева возбудили уголовное дело по части 2 статьи 345 УК.
- Госпитализировали нас всех: троих моих детей, меня и свекровь, - рассказывает Елена ПАВЛОВА (на снимке). - Но больше всего пострадала пятилетняя Настя: у нее открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени с размозжением коркового слоя лобной доли гемисферы, открытый вдавленный перелом лобной кости с переходом на основание черепа с нарушением целостности теменно-мозговой области. Дочери удалили часть лобной кости, ей предстоят годы лечения, требуется краниопластика лобной кости. У свекрови был закрытый перелом ключицы с сильным смещением, который полгода не страстался. Врачи в Павлодаре оказались бессильны и направили ее в НИИ травматологии и ортопедии в Астану для операции. Прооперировали, поставили имплантат, уже больше года она на больничном, продолжает лечение. Нам приходится платить за все обследования - МРТ, КТ.
То, каким нелепым образом расследовалось уголовное дело по этому ДТП, заслуживает отдельного внимания.
В постановлении о прекращении досудебного расследования старший дознаватель ОРУП управления дознания ДВД Павлодарской области капитан полиции АРИНОВ Б. Б. подробно излагает, что делал 18 сентября 2016 года водитель Михаил Толмачев. В 11 часов утра они с супругой и сыном “поехали на большую объездную дорогу за картошкой которые передали его родители и ему нужно было ее забрать на большой объездной (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены. - О.В.). Далее, добравшись до большой объездной без происшествий забрал посылку и выехал обратно домой, по пути когда уже почти доехал до улицы Российская его супруга предложила заехать в магазин расположенный по ул. Елгина для того чтобы посмотреть там строительный материал “Сайдинг”…”. И так далее - в постановлении расписан весь день водителя поминутно: что говорила супруга, пока они катались по городу, что он ей отвечал, чем они вообще занимались в машине.
Вторая часть постановления оформлена в виде пьесы, в которой старший дознаватель ретранслирует ответы Толмачева на вопросы, заданные ему в ходе досудебного расследования. Не могу отказать себе в важной целесообразности процитировать кое-что и из этого - естественно, с соблюдением орфографии и пунктуации:
“На вопрос старшего дознавателя Аринова Б. Б.: Каким образом при движении на автомобиле Вы обычно пересекаете перекрестки, двигаясь по второстепенной дороге?
Ответил: Увидев знак “уступи дорогу” полностью останавливает автомобиль непосредственно перед перекрестком и медленно начинает движение убедившись что с правой стороны и с левой стороны нет движущихся по главной дороге автомобилей, после чего пересекает перекресток”.
“На вопрос адвоката ТРИПАЛИНА В. Г.: Вы пояснили что знаки приоритета в направлении Вашего движения отсутствовали, следовательно, вы считали что данный перекресток является перекрестком равнозначных дорог?
Ответил: Да.
На вопрос адвоката Трипалина В. Г.: Считаете ли Вы себя виновным в нарушении требований ПДД РК?
Ответил: Нет, в связи с тем что в данном месте не было знаков приоритета и он считал что едет по равнозначному перекрестку…”.
Ни о каких экспертизах или, к примеру, следственных действиях сей процитированный документ информации не содержит.
И все же в этом деле есть некоторые документальные нюансы, раскрывающие суть ответа Толмачева на вопрос своего защитника о степени виновности в ДТП. Например, вскоре после автоаварии руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Павлодара Зкрья СУЛТАНГАЗИНОВ в письме на полицейский запрос подтвердил, что “улица Я. Геринга является магистральной улицей районного значения и является главной дорогой на перекрестке улиц Я. Геринга - Ермака”. Но! По какой-то причине не указал, что знак второстепенной дороги, коей является улица Ермака, красовался там на момент аварии только в одном направлении и, видимо, поэтому не стал разъяснять, почему столь односторонне был оборудован этот перекресток.
Уголовное дело было прекращено в марте этого года за отсутствием состава преступления. Павловы узнали об этом в апреле. В мае по протесту прокурора досудебное расследование возобновили, но в конце октября вновь прекратили. К тому времени Зкрья Султангазинов проинформировал правоохранительные органы, что недостающие знаки приоритета на перекрестке Геринга - Ермака были установлены 15 ноября прошлого года, то есть после аварии, в которой пострадали Павловы. “Привлечь виновных лиц к ответственности (почему дорожные знаки не были установлены на перекрестке ранее. - О. В.) не представляется возможным ввиду увольнения ответственных лиц”, - резюмировал глава профильного горотдела Павлодара.
- Я пошла на прием к заместителю прокурора города Марату АЛЬКЕНОВУ, он сказал, мол, не надо копать, если сейчас будем копать, вы еще и будете крайними. Это как понимать?! - возмущена Елена Павлова. - Две машины в городе столкнулись - и никто не виноват? И по каким правилам дорожного движения нам вообще теперь ездить в этом городе?
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и из соцсетей, Павлодар