Такие раз в 300 лет рождаются
Дочь погибшего пилота Ан-28 Геннадия ЦОЯ: “Папа увел самолет от жилых домов...”
Уходящая неделя была омрачена страшной авиакатастрофой: под Алматы разбился самолет Ан-28, на котором из южной столицы в Шымкент экстренно летела группа медиков. Три члена экипажа и два доктора погибли на месте. (см. “Светя другим, сгораю...”, “Время” от 5.10.2017 г.). После трагедии много хороших слов было сказано о врачах, летевших спасать женщину после тяжелых родов. А вот о погибших летчиках было известно немногое - по сути, ничего, кроме их имен. Нам удалось разыскать Веру ЦОЙ - дочь командира экипажа Геннадия ЦОЯ, гражданина Киргизии. Вот что она рассказала о своем отце:
- В Казахстане папа летал уже несколько лет, а последние три года работал в авиакомпании East Wing. Я помню из детства, как училась в школе, а папа уезжал в длительные командировки - в Африке летал, в других местах. Знаю, что его очень ценили, он даже прокладывал новые маршруты, сажал самолеты в очень сложных условиях, был единственным в Кыргызстане летчиком-инструктором по Ан-28 и Як-40. То есть не только летал сам, но и обучал других. А вообще, у него был допуск на все типы самолетов - он управлял большими “Боингами” и другими лайнерами. Было время, когда отец возил первых лиц государства, был пилотом и у Аскара АКАЕВА, и у Курманбека БАКИЕВА. Но сами понимаете: сегодня есть работа, а завтра нет. Вот так он в очередной раз собрался за границу, но мы его далеко не отпустили. Поэтому папа нашел работу в Казахстане. В авиакомпанию East Wing его пригласили как раз для того, чтобы он помог раскрутиться - сам летал, учил молодых.
- В маленьких казахстанских авиакомпаниях часто бывают проблемы с деньгами. Отец не жаловался на задержки зарплаты?
- Он вообще никогда ни на что не жаловался, но мы догадывались, что перебои с деньгами бывали. Финансовые вопросы для него не были самыми важными в жизни. Он очень любил небо, любил летать, поэтому для него возможность заниматься любимым делом была важнее всего. Конечно, у них в компании не было огромных зарплат - все довольно скромно. Папа поначалу жил с другими сотрудниками, потом смог снимать отдельное жилье. Знаете, когда мы приехали на его квартиру, чтобы забрать вещи, бабушка-соседка услышала, что дверь открылась, и вышла в подъезд. Рассказала историю, которая очень хорошо характеризует папу: она мыла полы в подъезде, а он как раз вернулся с работы. Отобрал у нее тряпку с ведром и сам домыл все три этажа. Хотя он просто квартирант - ну какое ему может быть дело до чужой бабушки, убирающей подъезды? Но папа не мог пройти мимо. Ему все говорили, что он особенный, а он шутил: “Такие раз в 300 лет рождаются”. Не было ни одного человека, кто бы сказал хоть одно плохое слово про него...
- Может быть, это не совсем своевременный вопрос, но все же: работодатель еще не обсуждал с вами возможную сумму компенсации?
- Нет. Знаете, руководители East Wing очень странно себя повели. Во-первых, нам даже никто не сообщил о трагедии. Мы узнали из Интернета, что в Казахстане упал самолет. Потом появился список погибших, и мы выехали в Алматы. Приехали на место и никого не могли найти. С трудом дозвонились одному из начальников, а он объяснил: все уехали в Шымкент, дескать, там у них дела. Летчики погибшие здесь, а они там… Потом уже нам прислали другого пилота, и он нас сопровождал, пока мы опознавали тело, решали другие вопросы. О компенсации никаких разговоров не было.
- Извините за этот вопрос, но я должен спросить. Правда ли, что тело вашего отца обнаружили в кресле первого пилота? То есть он не пытался покинуть самолет при аварийной посадке...
- Нам при опознании сказали, что папа был единственным, кто был пристегнут. То есть он до последнего пытался посадить самолет. Я уверена: он понимал, что происходит, и поэтому увел самолет от жилого массива. Рядом ведь есть дома, и он сделал все, чтобы другие люди не пострадали... - Вера не выдерживает и начинает плакать. - Самолет падал носом вперед, люди хотели выкарабкаться наверх, к двери, а папа пытался всех спасти и еще думал о тех, кто на земле. Если бы самолет врезался в дома, погибших было бы намного больше...
- Вам уже сообщили, что могло стать причиной катастрофы?
- Пока сказали, что, скорее всего, возникли технические неполадки. Если это так, то значит, кто-то плохо сделал свою работу. Теперь мы ждем результатов расследования и будем добиваться наказания всех виновных. Я видела в новостях: представители компании утверждают, будто у них все документы в порядке и самолет был в хорошем состоянии. Но в органах нам сказали, что у этого Ан-28 уже были проблемы с двигателем. Поэтому мы очень хотим узнать правду и готовы приезжать в Казахстан столько, сколько потребуется.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из семейного архива Веры ЦОЙ, Алматы
А тем временем
Он был доктором от бога
В Шымкенте простились с погибшим в авиакатастрофе врачом Талгатом ПАТСАЕВЫМ.
Профессора медицины в последний путь проводили родные, друзья и коллеги со всего Казахстана.
- Он курировал южные регионы страны. Летал санавиацией к тяжелым пациентам, невзирая на время года, дня и ночи. Талгат был предан своей работе, мы трудились вместе не один десяток лет, - рассказал друг погибшего Талгат КУДАЙБЕРГЕНОВ. - Мы надеемся, что его сын продолжит династию врачей.
Свои соболезнования семье погибшего врача выразил глава региона Жансеит ТУЙМЕБАЕВ.
Алия СУЛТАНОВА, фото автора, Шымкент
Кстати
Беда на всех одна
В Уральске семье погибшего в Алматинской области летчика окажут материальную помощь.
Как выяснилось, супруга погибшего в авиакатастрофе летчика Евгения КУТАФИНА работает в городской поликлинике № 3 и сейчас находится в декретном отпуске. Ее коллеги направят семье свой однодневный заработок. Аналогичное решение приняли в коллективе областного управления физической культуры и спорта, а также сотрудники областной детско-юношеской спортивно-технической школы по авиационным видам спорта.
Работники Западно-Казахстанского областного управления здравоохранения направят свой однодневный заработок в помощь семьям других погибших в катастрофе под Алматы. Кроме этого, оказать материальную помощь семье погибшего летчика распорядился аким Западно-Казахстанской области Алтай КУЛЬГИНОВ. Ранее в авиакомпании East Wing, чей самолет Ан-28 с людьми на борту разбился в Алматинской области, сообщили, что выплатят семьям погибших по миллиону тенге.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск