Долгий путь к справедливости
Отец погибшего жителя Темиртау три года добивался наказания для его убийц
Справедливости иногда приходится ждать очень долго. Но оно того стоит, особенно если речь идет о гибели родного человека, оставленного преступниками истекать кровью в степи. Пенсионер МВД из Темиртау Канат АЛПЫСБАЕВ (на правом снимке) три года добивался жесткого наказания для убийц своего сына, которые не без содействия со стороны некоторых сотрудников прокуратуры спокойно гуляли на воле. И наконец свершилось: Карагандинский спецсуд по уголовным делам приговорил злоумышленников к серьезным срокам.
Сын бывшего полицейского Мейрам АЛПЫСБАЕВ, как мы уже рассказывали, погиб во время гангстерской разборки (см. “Загадки следствия”, “Время” от 17.10.2016 г.). В ночь на 6 сентября 2014 года его вывезли в степь, избили и прострелили из обреза бедро. Заряд дроби повредил артерию. Если бы Мейраму сразу оказали первую помощь и отвезли в больницу, то он, возможно, остался бы жив. Однако обидчики, бросив раненого возле закрытой машины, обрекли его на мучительную смерть от обильной кровопотери.
Родные молодого человека и не догадывались о случившемся несчастье. Но уже на следующий день полицейские сообщили им об обнаружении тела. Его будто бы совершенно случайно нашел сотрудник УБОП. Пусть так. Можно лишь восхищаться подобным оперативным везением. Зато с поиском убийц у людей в погонах вышло как-то не очень.
Из материалов уголовного дела известно, что при убийстве Алпысбаева присутствовали шесть человек: Алексей МОРЕВ, Ахмедулла ЕСИМБАЕВ, Турадж ДЖАБИЕВ, Алик КУРБАНАЛИЕВ, Алексей БУРЦЕВ и Павел ЗАДОРОЖНЫЙ. Все они после совершения преступления пустились в бега. Первым поймали Морева, буквально сняв его с трапа самолета, вылетавшего из Астаны в Россию. В 2015 году он предстал перед судом. Нет, не за убийство. А за незаконное хранение оружия и нанесение человеку тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть. Но отцу погибшего Канату Алпысбаеву и его адвокату удалось добиться отправки дела на дополнительное расследование. Затем Морев вновь оказался на скамье подсудимых и помимо ранее вмененных обвинений отвечал еще и за похищение человека. В рамках процессуального соглашения с прокуратурой он признал вину и получил в наказание четыре с половиной года заключения.
Отца покойного на тот момент такой приговор устроил, поскольку Морев во время слушаний слил подельников, и их наконец объявили в розыск. Но поиски велись не слишком усердно. Пока летом 2016 года отчаявшийся отец погибшего не попал на прием к заместителю генпрокурора Ерлику КЕНЕНБАЕВУ. Результаты этой встречи оказались впечатляющими. Во-первых, сыщики расстарались и сумели быстренько повязать двоих из скрывавшихся фигурантов. А во-вторых, с руководящих должностей слетели сразу трое высокопоставленных сотрудников надзорного органа: прокурор Темиртау Биржан ШАУЛИЕВ, начальник управления облпрокуратуры Алмас АБДАКАСОВ и первый зампрокурора Карагандинской области Рашид ДУБАЕВ. Известно, что интерес к их служебной деятельности проявила специальная следственно-оперативная группа из Астаны. После этого скандала свой пост по собственному желанию покинул и прокурор области Аскар СЕКИШЕВ.
Между тем Верховный суд по протесту генпрокурора отменил приговор в отношении Морева. А не так давно он в компании двоих соучастников - Джабиева и Бурцева - снова предстал перед судом. На этот раз приятелей обвинили в незаконном хранении оружия, неправомерном завладении чужим автомобилем, похищении человека и убийстве.
- Процесс велся нормально, следствие предоставило неопровержимые доказательства вины каждого из подсудимых, поэтому они даже отпираться не стали. Раскаивались, просили у меня прощения. Я остался доволен тем наказанием, которое для них в итоге избрали, - сообщил Канат Алпысбаев.
По приговору Карагандинского спецсуда по уголовным делам Алексей Морев и Турадж Джабиев отправятся в колонию на 17 лет, а Алексей Бурцев, признанный пособником преступления, - на 12.
Вскоре к ним присоединится и Павел Задорожный, которого недавно задержали в России и готовят к экстрадиции на родину. В розыске продолжает находиться Алик Курбаналиев. А шестого подельника - Ахмедуллу Есимбаева - привлечь к ответственности не удастся уже никогда, потому что он скончался.
Не исключено, что этот приговор после вступления в законную силу повлияет на дальнейшее развитие событий, связанных с громкой отставкой прокуроров. Возможно, увольнение стало лишь прелюдией к возникновению более серьезных для них проблем.
Ирина МОСКОВКА, фото автора и с интернет-ресурсов, Караганда