А вдруг рванёт, как в Шахане?
С риском для жизни зимует целый микрорайон Петропавловска. Почти пятнадцать лет назад людей отрезали от центрального отопления и предложили согреваться, кто как знает. С тех пор в панельных многоэтажках дважды в день топят кустарные печки и платят штрафы противопожарной службе.
Микрорайон хромзавода в Петропавловске - обычная окраина областного центра. Частные дворы, двух- и трехэтажки. Зимой здесь дым столбом: печки топят все. На крышах панелек скопление труб, некоторые торчат из окон. А во дворах вместо детских площадок, скамеек и парковок - десятки сарайчиков. Здесь местные жители хранят дрова и уголь.
Многие из тех, кто здесь живет, еще хорошо помнят свой цивилизованный быт. Дома отрезали от центрального отопления не в суровые девяностые, а уже в двухтысячные. Тогда Петропавловскую ТЭЦ выкупил другой инвестор, а вот приобретать небольшие котельные на окраинах города не стал. Их сначала передали в коммунальную собственность ГКП “Тепловик”. Но продержалось предприятие недолго. И в 2003 году котельные продали в частные руки.
Сейчас на территории бывшей котельной чего только нет: склады, цеха по производству пластиковых окон. Отопительное оборудование тоже используется: жителям хорошо видно, как дымит труба. Но греются этим теплом только на частной территории, огороженной высоким забором.
Прямо напротив бывшей котельной школа. Несколько лет назад ее перевели на электрическое отопление. Как здесь грелись до этого, остается только догадываться.
Жители многоэтажек поначалу тоже поставили себе электрокотлы. Но уже после первой зимы многие вынуждены были от них отказаться: счета за электроэнергию выходили космические!
- Я до сих пор на электрокотле, - рассказывает Павел ШУТАЛЕВ (на снимке), - но буду переходить на печку, скоро мне на пенсию, я не смогу столько платить. Сейчас в месяц выходит по 22 тысячи тенге! И это за квартирку площадью 44 квадратных метра. С каждым годом все хуже - цена на свет растет, а сейчас еще и дифференцированные тарифы ввели по нормам потребления! Мы живем впятером, нам положено в месяц 450 киловатт. А мы наматываем зимой по полторы-две тысячи! То есть все, что сверх нормы, мы оплачиваем по завышенным ставкам! Купил двухтарифный счетчик, думал, сэкономлю. Ну и что? Две тысячи максимум. Теперь не 24 тысячи тенге плачу, а 22…
За такую квартиру, как у Павла Шуталева, в доме с центральным отоплением в Петропавловске платят, если по максимуму, чуть больше пяти тысяч тенге и окна открывают, оттого что жарко. А здесь люди вынуждены экономить. Если нагревать квартиру до 17-18 градусов, то счет будет около 15 тысяч тенге.
Неудивительно, что многие перешли на печки. Не сказать, конечно, что удается хорошо сэкономить: нужно купить дрова, это около 70 тысяч тенге на сезон, и еще уголь. Но с печками, как выяснилось, есть другая проблема, посерьезнее заоблачных счетов.
- Мы живем и боимся! - восклицает Ольга ЛУЦЕНКО (на снимке), - печки у всех кустарные. Трубы у кого как выведены: кто-то - на крышу, кто-то - в окно, у меня - вообще в вентиляцию. Мы устали ходить и жаловаться в акимат. Хотя бы тариф нам сделали другой, чтобы электрокотлами греться безопасно. О восстановлении центрального отопления мы даже не мечтаем! Хотя тоже петропавловцы, мы же не люди второго сорта! Наверное, здесь должна случиться трагедия, как в Шахане, чтобы мы взорвались или загорелись, или задохнулись, чтобы на нас обратили внимание!
Привлечь на свою сторону противопожарную службу попробовали жильцы другого дома. Они написали жалобу в городское управление по ЧС. Те явились с проверкой.
- Мы заходили в квартиры, а там туман стоит! Из-за дыма ничего не видно, соседи топят печку! - рассказывает инженер противопожарной службы Владимир ХУТИНАЕВ. - Мы выявили там очень серьезное нарушение: дымовая труба была выведена в вентиляционную шахту. Это самый простой и дешевый способ установки печи в многоквартирном доме. Но это очень опасно: по вентиляции распространяется не воздух, как обычно, а угарный газ, и люди могут погибнуть. Может произойти пожар, а в вентиляции еще и тяга хорошая!
Владелице квартиры с такой опасной печкой выписали штраф в 5 МРП и выдали предписание с требованием устранить нарушение, то есть трубу переделать. Это было еще в начале отопительного сезона, осенью. Женщина попросила отсрочку хотя бы до конца апреля, когда на улице потеплеет. И вот всю эту зиму дом так и живет - в дыму. Люди пошли к акиму Петропавловска с просьбой восстановить центральное отопление, но ничего конкретного им пока даже не пообещали.
- Здесь нужна большая реконструкция, - объясняет очевидное главный инженер ТОО “Петропавловские тепловые сети” Александр ЗАХАРЬЯН, - нужен новый насос, нужно увеличивать диаметр трубы, подходящей к насосу. Кто будет восстанавливать систему водоснабжения, которая простояла больше 20 лет? Кто будет систему прокладывать?
Не нужно быть инженером, чтобы понимать, как дорого и сложно восстановить целую систему отопления. Но пока в Петропавловске не предприняли ни одной попытки. Ольга Луценко показывает свою квартиру: печка установлена прямо в ванной, печная труба уходит в вентиляцию.
- Я понимаю, что это незаконно, понимаю, что меня можно сейчас прийти и оштрафовать. Только что это изменит? Я даже не представляю, как мне сейчас переделать свою печку и сколько это будет стоить! А по соседству трехэтажный дом, там вообще устанавливать печи нельзя.
Таких домов в этом микрорайоне несколько. И печей в них практически по числу квартир - достаточно пересчитать трубы, которые торчат отовсюду.
- Мы никак не можем повлиять на ситуацию, - объясняет инженер управления по ЧС Петропавловска Турлыбек ГАБДУЛЛИН, - это частная территория, мы можем провести там проверку только по жалобе, как сделали это в доме по адресу: ул. Заречная, 97. Единственное, что в наших силах, ходить по дворам и рассказывать людям о правилах пожарной безопасности. Чем мы и занимаемся.
Несмотря на эти постоянные рейды, больше всего пожаров происходит именно по причине нарушения правил при устройстве и эксплуатации печей. С начала отопительного сезона отравление угарным газом получили 33 жителя Северо-Казахстанской области. Такие же многоквартирные дома, отрезанные от котельных, с кустарным отоплением, есть почти в каждом райцентре. И в них живут люди. Меньше месяца назад во время пожара в двухэтажном многоквартирном доме в ауле Бесколь погибла женщина. А всего с начала года из огня не удалось спасти двенадцать человек, среди них один ребенок.
Отопительный сезон в Северо-Казахстанской области начинается в октябре, а заканчивается не раньше апреля. Все это время в регионе дымят тысячи кустарных печек, безопасность которых никто и никогда не проверял. Пожарные надеются на сознательность граждан. Но у некоторых, оказывается, просто нет выбора: либо дорогой электрокотел, либо печка на третьем этаже прежде благоустроенного дома.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск