5249

Тяжёлый снег

Сегодня мы детально расскажем о том, что произошло в Коксайском ущелье 17 февраля, когда две подряд сошедшие лавины накрыли участвовавших в учениях военных. Все подробности природной катастрофы в Жамбылской области - из уст человека, проведшего несколько часов под пятиметровой снежной толщей.

Как уже сообщалось, трагедия в Коксайском ущелье унесла жизни 7 бойцов воинской части 91678 (горно-егерский полк). В минувшее воскресенье в части состоялась траурная церемония прощания с погибшими. В тот же день прошли первые похороны - в последний путь проводили тех солдат, что проживали в том же Жуалынском районе, где расположена часть. Тела остальных жертв спецтранспортом отправили в Алматинскую, Кызылординскую, Южно-Казах­станскую области и в город Тараз.
А накануне, в субботу, семьи погибших посетили министр обороны Сакен ЖАСУЗАКОВ, возглавивший правительственную комиссию по расследованию причин несчастного случая, и аким Жамбылской области Карим КОКРЕКБАЕВ. Выразив соболезнования убитым горем родственникам, высокопоставленные чиновники пообещали, что не оставят их семьи без внимания и даже возьмут над ними шефство. В первую очередь помогут в организации похорон. И, конечно же, оставшиеся без кормильцев семьи получат положенную компенсацию от Министерства обороны.
Между тем в военном госпитале продолжают оставаться восемь из 16 доставленных туда бойцов, что пережили удар стихии. Здесь необходимо сделать пояснение: не все, кто выехал в то утро на учения в ущелье Коксай, попали под лавину. В машине оставался водитель. Четверо солдат стояли поодаль на возвышении и наблюдали за обстановкой. И еще один солдат избежал удара лавины, поскольку в этот момент он переобувался. То есть лавина накрыла 17 из 23 вышедших в горы. Семеро погибли именно от силы удара снежной массы. Ведь снег в горах в это время рыхлый, тяжелый, как сказал аким области Карим Кокрекбаев, рассказывая о случившемся.
Как удалось выжить и спастись тем десятерым, кто находился несколько часов под толщей этого тяжелого снега?
Министр обороны Сакен Жасузаков, которому мы задали этот вопрос, ответил коротко:
- Ребята были обучены и знали, что делать в подобных случаях: они сгруппировались и образовали воздушную подушку, что позволило им продержаться до прибытия спасателей.
Но как же все это происходило? Нам удалось побеседовать с участником тех учений - тренером по альпинизму воинской части 91678 Азаматом ЖУМАГАЛИЕВЫМ, который сейчас находится в госпитале с диагнозом переохлаждение, но чувствует себя относительно нормально.
- В то утро мы, как обычно, отправились в горы на учения. Нас было 23 человека. Это были занятия по горной подготовке: подъем - спуск на веревке…
- То есть это были не стрельбы?
- Конечно, нет! В горах в это время нельзя стрелять. Мы позанимались часа четыре, затем сложили в рюкзаки обмундирование и собрались уже возвращаться, как вдруг услышали от ребят, стоявших на наблюдательном посту, короткое слово “лавина!”.
- Эти ребята находились где-то недалеко от вас?
- Да, на расстоянии примерно 20 метров, на возвышении. Они для того и были выставлены, чтобы следить за обстановкой. Мы тут же бросились к подножию скалы, пацаны успели поднять над головами рюкзаки, а некоторые выставили их перед собой, как бы обнимая. И нас тут же накрыло снегом.
- Первое ощущение, наверное, ужас?
- Да нет, мы всегда готовы к такой ситуации. И ребята были проинструктированы на этот счет. Все стояли вплотную друг к другу, да еще объемные рюкзаки - и между нами и скалой образовалась воздушная подушка. Мы даже смогли включить фонарик.
- И все так же хладнокровно, как и вы, воспринимали ситуацию?
- Кое-кто из молодых немного занервничал, но мы с Ринатом БАЛКИБЕКОВЫМ - он тоже, как и я, работает в части тренером по альпинизму - стали всех успокаивать: мол, терпение, парни, надо держаться! Главное, не паниковать, много не разговаривать, чтобы не растерять воздух. При этом мы стали пытаться выбраться из-под завала, начали потихоньку разгребать снег вокруг себя, и кто-то даже уже вытянутой вверх рукой “нащупал” воздух… И в этот момент нас накрыла вторая лавина.
- Как вы это поняли?
- Та самая вытянутая рука вновь оказалась под снегом, и мы ощутили увеличение давления снежной массы.
- Страх возник?
- У меня - нет. Ведь те ребята, что стояли в наблюдении, они же видели, что с нами случилось, и знали, где мы. Поэтому я был уверен, что нас найдут. Главное было продержаться до прихода подмоги. И я успокаивал товарищей: дескать, не дрейфите, пацаны, нас обязательно найдут и откопают!
- А вы знали, что в этот момент уже не все были живы?
- Нет, этого я не знал. Мы сидели на корточках, полукругом, держась за плечи друг друга. Просто тихо сидели и ждали.
- И сколько времени вы так просидели?
- По моим ощущениям, часов, наверное, пять. Потом как будто откуда-то издалека послышались голоса: “Эй, слышите нас?” И я понял, что мы спасены. И вскоре нас всех по одному откопали. Оказывается, четверых еще раньше нашел и отрыл местный егерь по фамилии АЛИМБЕКОВ.
- И все-таки, Азамат, вы же не из железа: наверное, когда вы сидели вот так, в темноте, на корточках, разные мысли в голову лезли?
- Что скрывать, разные подкрадывались мыслишки. Но я их отгонял. Старался думать больше о родных, о детях… У меня их трое: старшей Эльнари - восемь лет, Алтынай - семь, а самому младшему Нурдаулету - два годика. Разве я мог позволить, чтобы они не дождались папу? Когда меня вытащили, первым делом позвонил жене Гаухар: “Не волнуйся, у меня все нормально!” Она только спросила: “Ты здоров?” Я ответил: “Ну, конечно, что со мной сделается!”
- После этого случая нет желания поменять профессию?
- Ни за что! Здесь, в Жуалах, я родился. Горы - это моя стихия!
К этому остается добавить, что в поиске и спасении военных принимали участие 185 человек на 24 единицах техники высокой проходимости. И надо отдать должное мужеству спасателей, ведь лавиноопасная обстановка в горах все это время сохранялась.
А в Жуалынском районе продолжает работать правительственная комиссия. Военной прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье “халатность”, и вскоре мы, наверное, узнаем о том, по чьему недосмотру произошло это жуткое ЧП.

Галина ВЫБОРНОВА,фото Ольги ЩУКИНОЙ и Дениса ХРАМОВА, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть