Ерлан БЕКПОЛОВ, адвокат: Это страшные факты
Ответственность за трагедию в бизнес-центре Almaty towers, где в прошлом году при пожаре погибли шесть человек, должен понести не только директор ТОО “Батутный центр” Даурен ТУЯКОВ, но и представители администрации здания, а также надзорных органов. Об этом адвокат потерпевших Ерлан БЕКПОЛОВ (на снимке) заявил на прошедшей в четверг в Алматы пресс-конференции.
Напомним, пожар в бизнес-центре Almaty towers произошел 6 ноября прошлого года (см. “Трагичное воскресенье”, “Время” от 8.11.2016 г.). В результате от отравления угарным газом погибли шесть человек, принимавших участие в строительстве “Батутного центра”: студенты алматинских вузов Якубжон ТОХТАМЫШЕВ, Исмаилжон ИСРАИЛОВ, Аблайхан ЗУЛЬПИБЕКОВ, Нурлыбек САРТАЕВ и Еламан АЙДАРАЛИЕВ, а также 54-летний руководитель подрядной организации Назир НИЯЗОВ. В рамках досудебного расследования, которое ведет управление дознания ДВД Алматы, был задержан, а позже арестован директор “Батутного центра” Даурен Туяков, подозревающийся в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем по неосторожности смерть человека и другие тяжкие последствия (часть 3 статьи 292 УК РК).
Между тем, по мнению адвоката потерпевших Ерлана Бекполова, к ответственности нужно привлечь еще и администрацию бизнес-центра. В доказательство своих слов он показал журналистам видеозапись, сделанную через пару дней после пожара. На ней видно, что в аварийном помещении, через которое рабочие могли бы покинуть горящее здание, находился офис ТОО “Галамат Tech”, отделенный от “Батутного центра” железной дверью (ее после пожара быстренько закрыли гипсокартоном, хотя должны были убрать совсем, как и офис). Именно за ней, по информации адвоката, и были обнаружены тела погибших - они попросту не смогли ее открыть. Впрочем, даже если бы открыли, на их пути встала бы еще одна дверь, ведущая из этого офиса к лифтам и аварийной лестнице, которая также закрывалась на ключ. Хотя по правилам пожарной безопасности такие двери должны быть оборудованы либо щеколдой, либо легким навесным замком, который легко сбить.
- У меня вопрос к администрации здания: каким образом эвакуационный путь был превращен в коммерческий офис? - говорит Ерлан Бекполов. - Это страшный факт! Куда мы движемся, если уже эвакуационные пути превращаются в офисы? Я считаю, что это одна из причин, которая привела к таким трагическим последствиям.
Второе видео, продемонстрированное адвокатом, ставит под сомнение слова представителей администрации бизнес-центра, утверждавших, что аварийная сигнализация и спринклерная (оросительная) система пожаротушения в здании имелись и при возгорании сработали. Однако на видеозаписи (она была сделана сотрудниками “Батутного центра” во время проходившего в тот день тренинга по безопасности, в ходе которого в соседнем помещении и начался пожар) пожарной сигнализации не слышно. И это при том, что разговоры участников записаны очень хорошо. Кроме того, видно, что находившиеся в здании люди бегают в сухой одежде, которая не могла остаться таковой, сработай в тот момент спринклерная установка.
- В случае пожара обязательно должна была зазвучать сигнализация, - говорит адвокат. - Я считаю, что тогда у ребят был бы шанс - услышав сирену, они бы почувствовали опасность и не пытались самостоятельно потушить пожар. Еще вопрос: почему не сработала сплинклерная система? Я считаю, что при правильном ее срабатывании пожар был бы локализован в том месте, где он начался, и таких трагических последствий удалось бы избежать.
Тем не менее главный инженер комплекса Бахыт ДЖАДРАЕВ, к которому мы после пресс-конференции обратились за комментариями, утверждает, что все системы работали исправно.
- Все сработало, - сказал он по телефону нашему корреспонденту. - Я видео не видел, но точно знаю, что все сработало, потому что сам участвовал в тушении пожара. То, что кто-то там что-то говорит - голословно…
- Я говорю о том, что видела сама.
- Я видео не видел. К тому же там надо посмотреть, с какого момента началась съемка. Вы, как всегда, выдираете из контекста. Надо полностью посмотреть. Сплинклерная система, я точно знаю, сработала. Я знаю, что мои люди бегали, проверяли насосы, проверяли баки, чтобы все работало.
- А почему аварийное помещение было переоборудовано под офис?
- Это вопрос к собственнику.
- А кто собственник?
- Это у них узнавайте. Они же у кого-то офис арендовали, соответственно, к ним и вопросы.
Помимо этого у адвоката Ерлана Бекполова имеются претензии к проверяющим органам. В частности, к городскому департаменту по чрезвычайным ситуациям, который не контролировал соблюдение бизнес-центром правил пожарной безопасности, а также к пожарным.
- Согласно имеющимся сведениям выбравшийся из здания двоюродный брат погибшего Аблайхана ЗУЛЬПИБЕКОВА и другие спасшиеся люди говорили полицейским и пожарным о том, что наверху находятся люди и их нужно спасать, - говорит Ерлан Бекполов. - Сами погибшие звонили и просили о помощи. Поэтому есть вопросы к пожарным: как получилось, что этих людей там забыли? Почему они не приняли меры? Кроме того, у нас имеются сведения, что директор “Галамат Tech”, который выбрался наружу, направил пожарный наряд к той самой двери и сказал: там очаг возгорания. По какой причине они не среагировали, не сломали двери и не дали возможность людям оттуда выбраться?!
По словам адвоката, сейчас досудебное расследование близится к завершению, однако вопросов у потерпевших пока намного больше, чем ответов.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы