“Пусть они сгниют в тюрьме!..”
Бабушка зверски убитого 11-летнего Оркена заявляет, что ни она, ни ее сын никогда не простят душегубов
Жестокое убийство 11-летнего Оркена АЗАМАТУЛЫ на одной из дач в Наурызбайском районе Алматы, в котором подозреваются мачеха мальчика Шарипа АКБЕРДИЕВА и двое ее родных детей от первого брака, шокировало казахстанское общество и каждый день обрастает новыми подробностями. Однако не все из сказанного правда. Бабушка Оркена Багдагуль ЕСИБЕКОВА опровергла слухи о том, что ее сын готов простить гражданскую жену ради их общей дочери: “Мы требуем самого сурового наказания для той, которая заказала моего внука за 100 тысяч тенге, а сразу после убийства спокойно села пить чай...”
Мы встретили Багдагуль у дверей ее маленькой квартиры в семейном общежитии. Убитая горем женщина шла с пакетами продуктов. Когда мы напомнили ей об Оркене, женщина медленно осела на пол и зарыдала.
- Оркен был моим помощником, - успокоившись и вытерев слезы, произнесла Багдагуль-апай. - Первый внук, душа моя, золотой мой!.. Ради него я и жила. Я его больше сына любила...
Багдагуль приглашает нас в комнату. Показывает шахматную доску, теннисные ракетки, учебники, фотографии - все, что осталось от любимого внука. Здесь вдвоем с бабушкой Оркен и жил последние три года.
Багдагуль и ее дети - сын и дочь - родом из Талдыкоргана, но давно обосновались в южной столице.
- А почему Оркен не жил с родной мамой? - спрашиваю я. - Когда произошла эта трагедия, не знали ведь, где она, жива ли вообще...
- У родителей Оркена - Айжан КЫДЫРМОЛДАНОВОЙ и моего сына (он работает строителем) Азамата КЕМПИРБАЕВА - был официальный брак, но потом они развелись. Сейчас у нее другая семья и дети. Сначала Оркен жил с ними, но Айжан с новым мужем постоянно были в разъездах - то в Талдыкоргане жили, то в Алматы. Да и ребенок у нее младший маленький - три года, тяжело ей, - рассказывает Багдагуль. - Оркену приходилось часто менять школы, терять друзей. И тогда Айжан сама попросила меня, чтобы он жил со мной, постоянно ходил в одну и ту же школу. Она забирала его на выходные, на каникулы. Никогда не делала этого без разрешения. Поэтому когда полицейские выдвинули версию, что Оркен может быть у родной матери, я не поверила: Айжан обязательно бы спросила! Да и сам Оркен был очень воспитанным и ответственным мальчиком, всегда спрашивал разрешения, можно ли пойти погулять во дворе, можно ли взять мой телефон, чтобы выйти в Интернет и посмотреть информацию по шахматам или теннису... Денег лишних он никогда не просил и не воровал: каждый день в школу я давала ему ровно 80 тенге на проезд - Оркен ездил в школу на автобусе № 134, а когда ходил на свои кружки, давала ему 200 тенге на обед. Поэтому я отмела и другую версию полицейских: что Оркен, мол, мог пойти в компьютерный клуб. Я тогда сразу сказала: 100 процентов это дело рук мачехи!..
- Почему вы стали подозревать именно мачеху мальчика - Шарипу?
- Я ее сразу не приняла, хотя она прожила с моим сыном где-то 8 лет. Она аферистка! Имя ее даже называть не хочу! - в сердцах произнесла бабушка. - Два года я с ней не общалась. Но из-за того, что у них с Азаматом совместный ребенок, пришлось. Она постоянно ругалась с моим сыном, устраивала ему истерики, а перед Новым годом сын сказал мне: “Все, мама, я устал, ухожу от нее”. Не хотелось мне отпускать к ним и внука, но Оркен очень любил маленькую сестренку и иногда просился с ней поиграть. Сейчас эта девочка спрашивает, когда же придет ее брат...
- Почему я стала подозревать мачеху? - продолжает Багдагуль. - Она же постоянно тут ходила кричала, хотела вернуть сына. Приходила и ругалась со мной. Выслеживали меня и двое парней. Когда в полиции мне показали фото, я сразу их опознала. Как мне потом рассказали, сначала мачеха заказала меня и только потом переключилась на Оркена...
Багдагуль вздыхает: на месте беззащитного ребенка должна была оказаться она... По ее словам, она отдала бы свою жизнь не раздумывая, лишь бы ее внук был цел и невредим.
Страшная трагедия произошла чуть больше недели назад. 19 января Оркен не вернулся из школы, а через два дня криминалисты нашли мальчика в подвале арендованной мачехой дачи со следами насильственной смерти: не менее семи ножевых ран и следы удушения. По информации ДВД, мачеха Оркена пообещала своему сыну и его другу 100 тысяч тенге на двоих за убийство Оркена. В этом преступлении, как уже сообщалось, подозреваются пять человек.
- Когда Оркен не вернулся из школы, я позвонила учительнице, а та - одноклассникам, - восстанавливает события тех роковых дней Багдагуль. - Они сказали, что приехала женщина с двумя детьми и забрала его. Учительница подумала, что это могла быть родная мать Оркена - Айжан, но и та, как позже выяснилось, ничего не знала. Звоню мачехе и спрашиваю: “Где Оркен? Ты забирала его из школы?” Эта бесстыжая отвечает: “Не знаю, мама! Я видела, что он на остановку пошел, а я поехала домой”. Положив трубку, я тут же обратилась в полицию и, пока они ехали, послала свою дочку с зятем к мачехе. Та со своими детьми спокойно пила чай - представляете?! А в это время внук мой, оказывается, уже мертвый лежал в подвале... Мало того: в первую ночь поиска Оркена мачеха прибежала ко мне домой и заявила: “Я тоже буду искать мальчика!” Ни стыда, ни совести... - со слезами на глазах вздыхает Багдагуль. - Как мать, как бабушка я требую самого высшего наказания! Почему у нас не как в Китае - нет смертной казни? Если бы мне дали в руки топор, я бы их зарубила, как они мучили моего сына. Если не казнят, то пусть сгниют в тюрьме!..
В школе № 67, где учился Оркен, даже не подозревали о проблемах, которые были между отцом мальчика и мачехой.
- Мы знали, что Оркен жил с бабушкой. Опекунства на него она не оформляла - папа хоть и уезжал на заработки, но когда возвращался, жил с ними. Родную маму и мачеху мы никогда не видели, - рассказала “Времени” заместитель директора школы по воспитательной работе Жаухар БАЙЗАБЕКОВА. - На родительские собрания всегда приходила бабушка мальчика, редко - отец. Оркен никогда не жаловался, что у него между папой и мачехой конфликты. Сам мальчик учился на пятерки, никогда не опаздывал, был очень прилежным и воспитанным, призер турниров по шахматам и теннису. В школе до сих пор не могут поверить в его смерть...
На днях в Алмалинском райсуде Алматы всем пятерым подозреваемым в убийстве Оркена санкционировали арест на два месяца. Тогда же стали известны их имена: 37-летняя мачеха Оркена Шарипа АКБЕРДИЕВА, ее 22-летний сын Тимур АКБЕРДИЕВ, 20-летняя дочь Айдана АКБЕРДИЕВА, 16-летний Кадыржан ГУЛЯМОВ и 27-летний Руслан МУТАЛИЕВ, работающий охранником в метрополитене Алматы.
Судья Марал ЖАРЫЛГАСОВА очень удивилась тому, что среди подозреваемых есть несовершеннолетний - как выяснилось, Кадыржан Гулямов родом из Шымкента, приходится сводным братом Тимуру Акбердиеву по отцу, учится в девятом классе и состоит на учете в поликлинике с диагнозом эпилепсия. Сама Шарипа родила первого ребенка в 15 лет, ее дочь Айдана, будучи в гражданском браке, - в 18 лет. Кроме того, девушка призналась в суде, что снова беременна, но не успела встать на учет.
Между тем Шарипа категорически отрицает свою вину в убийстве Оркена.
- Она никого не подговаривала к совершению преступления. Отец Оркена попросил ее присмотреть за ребенком, забрать его из школы. К убийству моя подзащитная не имеет отношения, - заявил адвокат женщины Ержан УМИРБЕКОВ.
Как и следовало ожидать, о своей невиновности заявил и Руслан Муталиев, подвозивший подозреваемых. Его адвокат так и говорит: Руслан только подвозил их до дачи и не участвовал в преступлении.
А вот несовершеннолетний Гулямов свое участие в убийстве не отрицает, но отмечает: к убийству его принуждали сводный брат и мачеха. Арестованные обвиняются в похищении и убийстве несовершеннолетнего группой лиц по предварительному сговору (по части 2 статьи 125 и части 2 статьи 99 УК). Срок наказания по этим двум статьям - от 7 до 12 лет лишения свободы и от 15 до 20 лет либо пожизненное заключение соответственно.
После суда тетя Оркена - сестра его матери Айжан Гульмира КАСЕНОВА - поделилась впечатлениями: на лице Шарипы она не увидела никакого сочувствия.
- А ее дочь Айдана вообще себя не выдавала. Мы просим строгого наказания, будем добиваться этого. Насчет прощения не может быть и слова! - заявила Гульмира.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, из архива Багдагуль ЕСИМБЕКОВОЙ и с интернет-ресурсов, Алматы