Прокол с протоколом
Героиня одной из наших публикаций Гулима АКТАЕВА (на снимке) более года добивалась привлечения к ответственности сотрудников дорожного предприятия, не обеспечивших безопасность движения. Именно из-за их вопиющей небрежности погибли два человека, в том числе - ее муж.
Все помнят, как в прошлом году Карагандинскую область накрыли небывалые паводки. Вода затапливала жилье сельчан, рушила мосты, размывала автотрассы. Обрыв дорожного полотна произошел в том числе и в Бухар-жырауском районе между селами Тасшокы и Ботакара. Образовалась внушительная пропасть с небольшим, но глубоким озерцом внизу. Вот в него-то 18 мая 2015 года и слетел автомобиль “ауди”, в котором находились сотрудники фирмы, охранявшей Кузнецкий угольный разрез, Жансеит АКТАЕВ (на снимке) и Адилжан АМАНБЕКОВ. Оба погибли.
До 21 мая мужчин считали пропавшими без вести. И, быть может, никто и не стал бы искать их в мутном котловане, если бы накануне туда не упала еще одна машина. Пастух Ардак ТУСУПОВ чудом сумел выбраться из тонущей “нивы”, а потом пешком дошел до поселка и рассказал о случившемся своим знакомым. Наутро к обрыву вызвали водолазов и подогнали кран. Так были обнаружены тела исчезнувших охранников и их иномарка. При осмотре места происшествия сразу же стало ясно, почему приключилась беда: на дороге отсутствовали предупреждающие знаки. Если таковых не имелось в наличии у дорожных служб, следовало попросту перекрыть опасную трассу, к примеру земляным валом. Но никто об этом не позаботился (см. “Предупреждать надо!”, “Время” от 18.6.2015 г.).
По заявлению Гулимы Актаевой в УВД Бухар-жырауского района начали проводить досудебное расследование по статье 254 УК (“недобросовестное отношение к должностным обязанностям”). И вели так старательно, что аж три раза прекращали его по причине отсутствия оснований для привлечения кого-либо к ответственности.
- А потом я не выдержала и поехала в МВД, - рассказывает Гулима. - Попала на прием к начальнику следственного департамента Мухарану АМИРОВУ. Он очень сильно возмущался. Ругался на подчиненных из Бухар-жырауского УВД, говорил: “Вы что наделали? Вот заволокитили дело, так теперь и расследуйте как хотите!” Нескольким полицейским даже выговоры влепили. После этого дело передали в ДВД Карагандинской области. Там расследование провели как положено, спасибо им большое! По его итогам к ответственности привлекли сотрудника ДЭУ № 1 филиала компании “Караганды Жолдары”.
Примечательно, что изначально вдова погибшего охранника намеревалась предъявить претензии региональному управлению автодорог. Ведь злополучная трасса считается дорогой областного значения. Но чиновники, а за ними и предприниматели из “Караганды Жолдары” перевели стрелки на рядового исполнителя ДЭУ. А там, как выяснила Гулима Актаева, сменилось начальство - экс-руководитель организации Боранбай АБЖАНОВ поспешил уволиться сразу после трагедии. Тем не менее именно его и призвали к ответу.
В минувшем июле дело поступило в Бухар-жырауский райсуд № 2. Во время разбирательств вдова узнала много интересного. В материалах дела оказались фотографии, на которых видны предупреждающие знаки. И представители дорожной организации настойчиво утверждают, что они были установлены до 18 мая. К слову, корреспондент газеты “Время” был на месте происшествия спустя месяц после ЧП, однако ничего, кроме вбитых у обрыва колышек и веревки с пакетиками, там не видел. А заградительную земляную насыпь со стороны села Тасшокы, по свидетельствам очевидцев, соорудили только после обнаружения тел погибших охранников. Ведь если она появилась там ранее, то каким образом пастух Тусупов смог проехать по дороге и свалиться с обрыва? Но самое интересное даже не в этом.
- Когда только началось досудебное расследование, полицейские из Бухар-жырауского УВД выдали мне копию протокола осмотра места происшествия, датированного 21 мая. В нем было указано, что предупреждающих знаков на автодороге не имелось, - рассказывает Гулима Актаева. - Однако этот протокол исчез из материалов дела! Вместо него подложили другой документ, датированный 22 мая, в котором отмечалось наличие знаков! Я не виню следователя из ДВД Карагандинской области, он попросту не мог знать о подмене. А вот к сотрудникам Бухар-жырауского УВД теперь возникает много вопросов. Они, видимо, забыли, что выдали мне эту бумагу.
Со слов Гулимы, после предъявления найденного документа в суде начался настоящий переполох. Адвокат подсудимого протестовал против приобщения бумаги к материалам дела. Однако гособвинитель и служитель Фемиды решили тщательно во всем разобраться. Проведение прений сторон сдвинули на более поздний срок, поскольку решено было вызвать на процесс полицейских и выслушать их показания по факту выявленных нестыковок. Ведь речь может идти о фальсификации доказательств, за что правоохранители запросто могут загреметь за решетку.
- Все, что я хочу, так это справедливости. Ведь мой супруг погиб не в результате случайности, а из-за чьей-то безалаберности, - говорит Гулима Актаева. - Мне не нужно, чтобы кто-то непременно получил срок. Но когда виновные не хотят признавать вины, а полиция помогает им уйти от ответственности, невольно возмущаться начнешь.
Семья напарника ее мужа отказалась от претензий к дорожной организации, получив от нее компенсацию в размере пяти миллионов тенге. А Гулима между тем решила не только потребовать с предприятия возмещения морального вреда в той же сумме, но и добавить к ней еще 13 миллионов - эта цифра сложилась из зарплаты ее покойного супруга, которую он мог бы получать до момента достижения совершеннолетия его сына.
Мы будем следить за скандальными разбирательствами и сообщим читателям, чем они закончатся.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда