Примирение здесь неуместно
Жертв сексуального насилия, которые больше не хотят замалчивать эту беду, в Казахстане становится все больше. Во вторник в Алматы адвокат Айман УМАРОВА (на снимке справа) и основатель движения “Не молчи” Дина СМАИЛОВА (на снимке слева) рассказали о новых страшных случаях насилия и бездействии полицейских и следователей. Участвовали в пресс-конференции и сами жертвы насилия, у одной из них - Аиды АЙСАРОВОЙ - началась паническая атака, и она упала в обморок (на верхнем снимке). Ей вызвали “скорую помощь”.
- Так происходит с ней уже четыре месяца подряд, у нее психосоматическая травма, - объяснила Дина Смаилова. - После изнасилования Аида попала с припадком в больницу, там ей сообщили, что у нее на фоне стресса произошли нарушения в эндокринной системе. Аида падала в обмороки на всех допросах в полиции, на очных ставках. Но ей там ни разу не вызвали “скорую” и не предоставили психолога...
А между тем насильник Аиды до сих пор на свободе - он таксует, и каждая женщина может стать его очередной жертвой.
- Как все это произошло? Аида поругалась со своим парнем, упала в обморок, ее два часа приводили в чувство, посадили в такси, и потом в машине женщина опять потеряла сознание. Таксист воспользовался ее состоянием... - рассказала Дина Смаилова. - Все травмы зафиксированы экспертизой. Четыре месяца эта женщина, мать-одиночка и единственный кормилец в семье, не может добиться справедливости. Дело должны были давно передать в суд, но в Турксибском РУВД Алматы с этим тянут, сменился уже третий следователь. А ведь найден этот таксист, которого опознали, с ним проводили очную ставку. Помимо этого органы предоставили данные Аиды этому таксисту, что вообще запрещено законом! Теперь он знает, где она живет, и его родственники преследуют женщину и угрожают ей. Как вы думаете, сможет она в таком состоянии выступать в суде? При этом жертве не предоставят адвоката, а насильнику предоставят.
Получается, что в Казахстане женщины должны самостоятельно защищать свои права, доказывать, что их изнасиловали: собирать доказательства, ходить на экспертизы, - возмущается Дина. - Везде им приходится терпеть унижения, начиная с осмотров и заканчивая следственными действиями!
Айман Умарова полагает: в этом деле не обошлось без коррупционной составляющей.
- Во всех делах об изнасилованиях есть две общие проблемы. Первая проблема в том, что полицейские и следователи не выполняют свою работу либо делают все спустя рукава, - поделилась своим мнением адвокат. - Правоохранительные органы не занимаются защитой потерпевших, большинство их сотрудников абсолютно безграмотны в такого рода делах, не могут как положено изъять вещественные доказательства. Ко мне ежедневно со всего Казахстана обращаются женщины, ставшие жертвами насилия. И практически все их обидчики ходят на свободе.
Одна из таких жертв - публичный и известный человек, назовем ее условно Оксаной Сидоровой, - продолжила юрист. - Мужчина пришел к ней в дом, напоил ее, а когда она была уже под действием клофелина, изнасиловал в извращенной форме, снял с нее бриллиантовые сережки, забрал телефон и ноутбук. Есть видеозаписи того, как этот мужчина зашел в квартиру с авоськой, а вышел оттуда с баулом. В Алмалинском РУВД зарегистрировано два уголовных дела по статьям “изнасилование” и “кража”. У нас есть фотографии этого человека - это гражданин Узбекистана Бахыт ЮЛДАШЕВ. Однако прокурор не дает санкцию на его арест!
Дело по девушке Гульчехре из Тараза, которую изнасиловали четверо парней, заведено, но не сдвинулось с места, - сообщила далее адвокат. - Здесь (на пресс-конференции. - Е. Т.) присутствует и мать шестилетней девочки, которую в течение года насиловал двоюродный брат. Мы не называем сейчас его имени, потому что он уже успел подать в суд за клевету и выиграть его. Но я разговаривала с этой девочкой - она говорит о таких вещах, которые сам ребенок придумать не может, а следователь даже не допросил ее! Есть и заключения врачей, в которых сказано, что у девочки повреждена прямая кишка. Но сегодня это дело прекращено.
Еще одна проблема - это эксперты, - считает Айман Умарова. - Они дают такие заключения, по которым можно оправдать любого! Вот по делу заключенной Натальи СЛЕКИШИНОЙ, если помните, осудили только одного - надзирателя Руслана ХАКИМОВА. По делу Жибек МУСИНОВОЙ, которую изнасиловали четверо парней в Есике (Алматинской области. - Е. Т.), экспертиза выявила органические выделения только одного из них. Когда на судебном заседании эксперта спросили, почему не исследовали другие сперматозоиды, она ответила, что их было мало! Тем самым и полицейские, и следователи, и эксперты уводят от уголовной ответственности остальных насильников.
По мнению директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения ЖОВТИСА (на снимке), в проблеме сексуального насилия есть гендерная составляющая: полицейскими, следователями и прокурорами у нас в основном работают мужчины.
- Мы имеем общество, которое (в основной своей массе. - Е. Т.) считает, что женщина сама своим поведением спровоцировала изнасилование. Гендерный дисбаланс (в правоохранительных структурах. - Е. Т.) этому как раз таки способствует, - отметил правозащитник. - Назрело время менять уголовное законодательство. Казахстан уже получал от Комитета ООН по правам человека рекомендации пересмотреть статью 120 Уголовного кодекса (изнасилование). Мир уже ушел от таких доказательств вины, как насилие и проникновение, и перешел к констатации несогласия. Меня спрашивают: а как это доказывается? А вот так и доказывается - при помощи психологов, обстоятельств, свидетелей, причем даже при отсутствии следов насилия или спермы на одежде потерпевшей! Уже давно рекомендуется убрать из статьи УК “изнасилование” возможность примирения сторон. Это не исключает возможности примирения как такового, но в качестве смягчающих обстоятельств. А что мы сейчас имеем? Нет заявления - нет дела. Есть заявление - договорились, купили.
Спикеры пресс-конференции призвали всех женщин, столкнувшихся с насилием, не молчать, иначе насильники останутся безнаказанными, а число их жертв будет расти. Даже если насильник - муж.
Журналисты поинтересовались, как тогда в контексте их заявлений рассматривать ходатайство Баян ЕСЕНТАЕВОЙ и ее адвоката о прекращении уголовного дела в отношении супруга известного продюсера.
- Эта ситуация дискредитирует расследование бытового насилия как такового. Большинство следователей не хочет заниматься этими делами именно потому, что женщины на каком-то этапе отказываются от заявлений, - поделилась своим мнением Дина Смаилова.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ Во вторник мы попытались получить оперативные комментарии полицейских структур Алматы по поводу заявлений, обвинений и претензий, прозвучавших на указанной пресс-конференции, однако к моменту сдачи этого номера газеты в печать ответов в полном объеме на свои вопросы не получили. Надеемся ознакомить с ними наших читателей в одном из ближайших выпусков газеты.