8849

Крах инженера Асанбаева

В Шымкенте к шести с половиной годам колонии приговорен экс-президент самого крупного металлургического предприятия региона, бывший депутат областного маслихата Турсунбек АСАНБАЕВ. 62-летний президент и единственный акционер АО “Промышленная корпорация “Южполиметалл” (свинцовый завод) уличен в крупной финансовой махинации.

Как установил суд, Асанбаев вместе с юристом предприятия Бауыржаном ДЖАКУПОВЫМ и группой сподвижников путем многоходовых комбинаций вывел из банковского залога в собственное распоряжение имущество завода на сумму около 61 миллиона долларов.
У руля флагмана южноказахстанской металлургии Турсунбек Асанбаев встал в 1999 году. С тех пор и по сей день предприятие то и дело оказывалось в центре громких скандалов. Основные претензии к свинцовому заводу были у экологов и природоохранников. Согласно их многочисленным заключениям промышленный гигант регулярно отравлял окружающую среду. Более того, исследования американских ученых, проведенные совместно с шымкентскими природозащитниками еще в начале 2000-х годов, показали, что из 100 ребятишек, живущих в близлежащей зоне, у 92 кровь отравлена свинцом и сопутствующими ему химическими элементами (см. “Свинцовые страсти”, “Время” от 29.7.2010 г.). О вредоносном соседстве завода с человеком знали и казахстанские чиновники. Этот вопрос регулярно поднимался на самых различных уровнях.
Однако до поры до времени заводовладельцы особо не заморачивались по поводу претензий экологов, отмахиваясь от них штрафами и денежными компенсациями. В это время они были полны грандиозных планов и даже в 2009 году вышли с открытым письмом на имя главы государства. Президент АО “ПК “Южполиметалл” Асанбаев предложил Нурсултану НАЗАРБАЕВУ создать горно-металлургический холдинг “Казполиметалл”. Причем согласно замыслам Асанбаева основная привязка будущего холдинга была к возглавляемому им на тот момент АО “ПК “Южполиметалл”. За счет этого нововведения Асанбаев обещал увеличить объем товарной продукции холдинга до двух миллиардов долларов. Только для этого государству нужно было хорошо вложиться в столь амбициозную идею.
Со своей стороны хозяин свинцового завода пообещал, что ни один государственный тиын не уйдет на сторону. “Мы, менеджеры, заверяем, что ни один тенге не будет потрачен неэффективно, гарантируем качественное выполнение всех работ и в намеченные сроки вывести холдинг на проект­ную мощность. Если мое предложение заслуживает внимания, я и моя команда готовы представить конкретный материал и детальные расчеты для ТЭО настоящего проекта”, - говорилось в открытом письме Асанбаева главе государства.
Дошло ли письмо до адресата - о том история умалчивает. Однако спустя совсем немного времени стало известно, что на правительственном уровне было принято решение о переносе свинцового завода за пределы Шымкента. Вот только выполнять это решение его хозяева не спешили. Дело дошло до того, что в 2013 году во время одного из визитов тогдашнего министра окружающей среды Нурлана КАППАРОВА Асанбаев в пух и прах разругался с акимом Южно-Казахстанской области Аскаром МЫРЗАХМЕТОВЫМ, настаивавшим на переселении завода. Свидетелями этого стали не только журналисты, но и сам Каппаров.
Только это ничего не дало, так как отменить большой переезд Асанбаев не смог, как и аким Мырзахметов не смог отселить завод. Ведь это требовало серьезных финансовых вливаний, а денег на тот момент не было. Более того, сам завод вместе с оборудованием и землей под ним находился в банковском залоге.
Точку в этой истории поставил Абайский районный суд г. Шымкента, который признал президента АО “ПК “Южполиметалл” Турсунбека Асанбаева и юриста предприятия Бауыржана Джакупова растратчиками и отправил обоих за решетку на шесть с половиной и на пять с половиной лет соответственно. Ну а бывший металлургический исполин превратился в еще один памятник индустриального краха самого южного региона страны.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото из открытых интернет-источников и архивов газеты “Время”, Шымкент


Поделиться
Класснуть