Мамино счастье
101 розу и обручальное кольцо любимой девушке, а также норковую шубу маме купил 17-летний павлодарский подросток, обворовавший вместе с 15-летним другом квартиру. При этом никого из взрослых родственников двух оболтусов не смутило, что у тех вдруг оказались в руках тысячи долларов.
Жительница украинского Донецка Валентина Ш., сбежавшая вместе с 16-летней дочерью Настей от обстрелов и купившая в прошлом году в Павлодаре квартиру, рано расслабилась. Два павлодарских подростка - студенты колледжей цветной металлургии и экономического, без криминального прошлого, подружившись с Настей, профессионально обчистили квартиру переселенцев.
7 декабря прошлого года 17-летний Кирилл МОРОЗОВ и 15-летний Володя ВОЛКОВ сидели у Насти в гостях, когда девушке позвонила с работы мама. Кирилл подслушал: мама просила не приводить домой посторонних, потому что дома лежат деньги, оставшиеся от продажи имущества в Донецке. Преступный план в голове будущего юного домушника созрел за несколько секунд. Едва они с Волковым вышли за дверь, как Морозов распределил роли: завтра они снова приходят к девушке в гости, и Владимир просит, чтобы та вместе с подругой Вероникой разрисовали ему тело. В это время Кирилл говорит, что решил купить девушкам шоколадки, и, выходя, незаметно прихватывает ключи, висящие в прихожей, чтобы сделать дубликат. А вернувшись с шоколадками, так же незаметно вешает ключи на место.
План сработал как по маслу. Получив дубликат ключей, Морозов взял у матери деньги на бахилы, перчатки и топорик. Рано утром следующего дня приятели проследили, как Валентина с Настей ушли из дома - одна на работу, другая на учебу. Убедились, что в квартире никого нет, надели бахилы и перчатки, вошли в подъезд, нацепили маски и без проблем открыли дверь дубликатом ключа. В зале и спальне подростки обнаружили три толстые пачки долларов и одну потоньше. Ту, которая тоньше, Волков попросил Морозова оставить хозяйкам: все-таки люди многое пережили, понимать надо. Остальные 11 тысяч долларов сложили в рюкзак, закрыли за собой дверь, на улице зарыли в сугроб маски и бахилы, выбросили ключи, разделили деньги и пошли делать широкие жесты.
Для начала заехали домой за матерью Морозова, которой сын велел собираться в магазин за новой шубой. По версии следствия, он сообщил, что выиграл деньги на бирже, а также вернул топорик. Мать, опять же по версии следствия, ему поверила (и правда, кто ж ходит на биржу без топорика?). Правда, Волков твердил полицейским, что мама его приятеля все знала и топорик дала на случай, если придется вскрывать шкаф, но на это никто почему-то не обратил внимания. В одном из павлодарских торговых домов по просьбе Волкова мама Морозова обменяла ему в обменнике тысячу долларов. Затем выбрала себе шубу за 280 тысяч тенге. После этого вся троица на такси отправилась в магазин “Золото”, где счастливая мать “биржевого брокера” стала обладательницей кольца и сережек и помогла сыну выбрать обручальное кольцо его девушке Анастасии Л. Отправив маму домой, приятели купили 101 розу и поехали свататься. Помолвку с Анастасией Л. отмечали в кафе, где 15-летний Волков дал официанту 100 долларов чаевых. Официант таким деньгам у подростков совершенно не удивился. Анастасия, к слову, тоже. Позже на суде она скажет, что Кирилла видела редко и потому поверила, что тот в свои 17 лет много зарабатывает.
Между тем, став женихом, любвеобильный Морозов не успокоился, а подарил тысячу долларов на день рождения матери еще одной своей девушки Юли С., а самой Юле вручил дорогую кофту и шиншиллу. Своему другу Владиславу он предложил снять квартиру, и они выбрали жилье за 300 долларов в месяц. Хозяйка, некая ВЕТРОВА Л. Н., как и все предыдущие взрослые, совершенно не удивилась, получая из рук подростка 900 долларов за три месяца вперед. Не удивилась новым вещам сына и мать Волкова. В суде она рассказала, что, конечно, видела у сына новый сотовый телефон, но он пояснил, что это друзья дали попользоваться. Кроме того, видела на нем новые вещи, куртку, сапоги, но подумала, что это ему купил его отец, с которым она не общается.
Суд приговорил Морозова как организатора преступления к трем годам лишения свободы условно, а Волкова - к двум годам ограничения свободы. Никто из родителей не понес наказания ни за укрывание, ни за плохое воспитание. Учитывая такую лояльность правоохранительных органов, стоит ли удивляться тому, как радостно родители тратят валюту, сворованную сыновьями. Приходишь к выводу, что мамы и папы уже не считают воровство своих чад чем-то предосудительным. Напомним, во время недавнего уголовного процесса над молодыми людьми, вынесшими из особняка павлодарского адвоката миллион долларов, один из трех обвиняемых, 24-летний нигде не работающий Нурсултан УСАМБАЕВ, рассказал, что часть похищенных денег - 300 тысяч долларов (!) - отдал отцу: родители как раз готовились к его свадьбе (см. “Адвокату Террозини” миллион не нужен?”, “Время” от 16.6.2016 г.). За пятьдесят тысяч долларов отец купил сыну и будущей невестке квартиру по ул. Сибирской, за восемьдесят пять тысяч долларов приобрел дом по ул. Хабаровской, а также тратил деньги на ремонт нового жилья, купил на свадьбу кольца, себе костюм, супруге платье, пять мобильных телефонов Samsung. При этом, по словам Нурсултана, на вопрос отца, откуда деньги, он ответил ему, что все нормально, нашел. И отец таким ответом вполне удовлетворился. И следователи тоже удовлетворились. Остается только предположить, что отец Усамбаева крайне удачливый кладоискатель, и потому валяющиеся на земле 300 тысяч долларов для него вполне обычная вещь.
Единственными наказанными за пособничество этим летом стали мать и невеста одного из похитителей павлодарского дальнобойщика Виктора ОЛЕНБУРГА, захваченного в плен в октябре прошлого года под Карагандой, когда он на КамАЗе перевозил 18 тонн меди из Жезказгана в Павлодар. Почти два месяца Виктор лежал связанным в багажнике машины в гараже одного из похитителей в Караганде, женщины кормили его через день пряниками и поили водой. В туалет мужчина ходил в пластиковые бутылки, карагандинские полицейские его обнаружили в истощенном состоянии с атрофией мышц. Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области приговорил похитителей - Александра РОЗАНОВА и Антона МАКАРЕНКО - к 10 годам лишения свободы, а мать и невесту Розанова - к двум годам условно. Такие вот высокие семейные отношения.
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар