Стоп, сняты!
Как североказахстанские антикоррупционеры полицейских на чистую воду выводили
В начале этого года петропавловские сотрудники новоиспеченного Нацбюро по противодействию коррупции громко сообщили о том, что им удалось разоблачить взяточников в погонах - двух оперов убойного отдела полиции. Те якобы за 100 тысяч тенге обещали закрыть дело о нанесении тяжкого вреда здоровью. В пресс-сообщении по этому факту значилось даже то, что оба оперативника - выходцы из полицейских династий. А в суде над бывшими оперативниками стало известно, что дело о нанесении тяжких телесных повреждений было прекращено за примирением сторон еще в самом начале расследования. И главный свидетель обвинения полицейских - тот, кто должен был вручить им взятку, сейчас вынужден скрываться от сотрудников антикоррупционной службы, “опасаясь за свою свободу и здоровье”!
Обстоятельства дела, вокруг которого разгорелся весь сыр-бор, из разряда “и смех и грех”.
Два приятеля, Азиз ЖАКСЫЛЫКОВ и Евгений БОНДАРЕНКО, за бутылкой размышляли, как одному из них помириться с девушкой. И придумали “гениальный” план: Жаксылыков ударит Бондаренко ножом, тот явится весь в крови к своей возлюбленной, и она из жалости его простит. Резать решено было по-настоящему.
К своей девушке Бондаренко с ножевыми ранениями в живот и в ногу дошел. Оттуда его увезли на “скорой”. Медики, как водится, сообщили в полицию, на дело выехали оперуполномоченные - два капитана, Ербол ШАИНОВ и Жангельды САХАТОВ, а также следователь УВД Петропавловска. Азиза Жаксылыкова вычислили той же ночью. Он, конечно, во всем признался, и задерживать его не стали.
Что было в течение следующего дня, нам не известно, но ближе к вечеру Жаксылыков с прослушкой пошел на встречу к Сахатову и Шаинову. Вслед за ним - целая опергруппа антикоррупционной службы - задерживать полицейских, которые вроде как за 100 тысяч тенге обещали закрыть дело о договорной поножовщине.
В операции по задержанию полицейских Жаксылыков действовал строго по инструкции. А вот в суде вдруг решил действовать исходя из своих соображений.
Сотрудник антикоррупционной службы Алмаз АБУБАКИРОВ рассказал, что Жаксылыков повез на встречу с полицейскими свои деньги, которые они пометили. Но Жаксылыков на голубом глазу заявил, что меченые деньги ему дал… Алмаз Абубакиров! А под занавес допроса в зале суда Азиз и вовсе выдал сенсацию.
- Деньги я им (полицейским операм. - У. А.) не передал, - твердо заявил он на вопрос прокурора, уточнив: - Не смог передать. Тогда я вышел из машины и кинул их на асфальт, а Сахатов с Шаиновым поехали дальше.
После этого опроса свидетель Азиз Жаксылыков спешно удалился из здания суда. А через некоторое время судья Петропавловского горсуда Михаил ГУСЕВ получил от него нотариально заверенные заявления, в которых тот просит брать за основу показания, данные им именно в зале суда, а не во время следствия. И сообщает: “На меня оказывают давление со стороны сотрудники антикоррупционной службы по СКО, которые после судебного заседания 15 апреля 2016 г. пытались затащить меня в свою автомашину, я, опасаясь за свою свободу и здоровье, не могу явиться в суд для дачи дальнейших показаний”.
Очевидцы утверждают, что Жаксылыкова действительно кто-то пытался затащить в машину. Но его отбили друзья, усадили в свое авто и быстро уехали. Говорят, была даже погоня.
Впрочем, борцы с коррупцией и без Жаксылыкова с этим делом прилично наследили.
Меченые купюры в машине Ербола Шаинова не нашли. Алмаз Абубакиров заявил в суде, что видел, как Жангельды Сахатов выкинул деньги под правое переднее колесо автомобиля, когда они вытаскивали с пассажирского сиденья Шаинова, но на видео этого момента нет! Единственная видеокамера в тот момент находилась с водительской стороны. Менять точку съемки, чтобы первым делом запечатлеть так удачно обнаруженные главные вещдоки, оперативники Нацбюро почему-то не стали. Деньги в кадре появляются только на 30-й минуте оперативного видео. Все это время, пока их не засняли, 100 тысяч тенге, получается, лежали на земле справа от машины без всякого присмотра!
Но это не так. Если внимательно смотреть оперативное видео, можно заметить, что один раз Алмаз Абубакиров деньги проведывал. После чего он подошел к одному из сотрудников и бросил ему негромко: “Деньги - там”. Но и после этого никто из оперативников не поспешил фиксировать на пленку меченые купюры.
- Ну оператор почему не снимал? Потому что он молодой сотрудник, который должен был снимать, и, потом, он опоздал, - сумбурно, но в то же время беззастенчиво объяснил судье Абубакиров. - Насколько мне известно, у нас было две камеры… Вторая камера, которая должна была издалека снимать, как мы обычно практикуем, вот он (оператор. - У. А.) просто, он… То есть они ездили, ездили, приехали на эту точку попозже, он буквально искал их, вот он пришел, потом не стали ее включать. А так у нас обычно берется две камеры…
С деньгами - главными вещественными доказательствами по этому делу, кроме того что они никак не могли дождаться своей очереди, чтобы попасть в кадр, вообще творились странные вещи. Согласно протоколу в конверт положили 15 купюр с надписью “взятка” - десять по 5000 тенге и пять по 10 000. Но на кадрах оперативной съемки видно, что следователь осматривает и упаковывает в полиэтиленовый пакет всего... 13 купюр! После этой досадной ошибки видео без всяких предупреждений обрывается. На следующем видеофайле процесс перечисления купюр начинается заново. И на сей раз две недостающие купюры достоинством по 5000 тенге удивительным образом находятся.
Никаких объяснений этому загадочному факту не дало ни оперативное видео, ни показания Абубакирова в суде:
- Я не помню, там было 20 градусов мороза! Купюры нашлись же, правильно?! На месте происшествия.
Задержание полицейских оперов Сахатова и Шаинова было одним из первых достижений после превращения областного департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции в департамент профильного Нацбюро. И информацию об этом поспешили опубликовать в СМИ, даже несмотря на выходной: сообщения разослали в православное Рождество.
А спустя пару недель начальник областного ДВД генерал Берик БИЛЯЛОВ провел показательную порку подчиненных - впервые на заседание дисциплинарной комиссии пригласили журналистов. Жангельды Сахатова и Ербола Шаинова тогда уволили из органов. Отстранили и отправили в резерв замначальника УВД Петропавловска по кадровой работе Александра ДЁРОВА. Непосредственный начальник задержанных оперов Жанат ТАНАТКАНОВ был разжалован в обычные участковые. Начальника отдела криминальной полиции Серика АЛЬЖАНОВА понизили до заместителя. Выговор получил и начальник УВД Петропавловска Анатолий МУРЗЫКАНОВ. Подал в отставку начальник ОВД района Шал акына - отец Ербола Шаинова.
В общем, к этому делу сразу привлекли внимание общественности. А вот судят бывших оперативников тихо - журналистов на процесс не приглашали.
Ульяна АШИМОВА, фото из личных архивов, Петропавловск