Шерше ля мам!
Бойцы спецназа обезвредили членов преступной группы, похитивших человека для получения выкупа
Когда приходит новость об очередном пропавшем человеке, мы искренне переживаем за его судьбу, поддерживаем родных и нередко ругаем полицию за чрезмерный бюрократизм и нерасторопность: мол, каждая секунда на счету, а стражи порядка просят заполнить кучу бумаг да еще и с прокурором согласовывают - заводить розыскное дело или нет. Действительно бывает, что человека похитили и требуют выкуп. Гораздо чаще пропавшие появляются сами и объясняют: просто загулял, загостился у друга, подруги…
Впрочем, иногда родственников интересует не судьба близкого человека, а его… автограф.
Алматы, УВД Турксибского района. В дежурную часть зашла девушка (назовем ее Мариной) и с порога заявила: мол, пропала мама, зовут Оксана, помогите найти. Полицейские выяснили особые приметы пропавшей, попросили предоставить фотографию, номера телефонов людей ее круга общения, узнали, имеет ли женщина долги и были ли у нее конфликтные ситуации с кем-либо. Ответ Марины на простой по сути вопрос: когда она видела маму в последний раз? - шокировал ко всему привыкших сыскарей: оказалось, что Оксана исчезла… восемь лет назад!
Судьбой своей матери все эти годы Марина вообще не грузилась, вспомнив о ней лишь когда встал вопрос об оформлении недвижимости: Оксана была прописана в квартире своей дочери и имела долю в этом жилье. Оперативники отдела криминального розыска завели розыскное дело и приступили к поискам пропавшей женщины. Но вскоре розыск пришлось прекратить: Марина принесла решение суда, в котором черным по белому значилось - признать Оксану умершей. Дело списали в архив, Марина благополучно оформила сделку. А спустя два года в УВД явилась Оксана - живая и невредимая!
Как выяснилось, Оксана ушла из дома, чтобы не мешать дочери строить свою жизнь. Женщина жила у подруг, случайных знакомых, подрабатывала от случая к случаю. Обратилась в ЦОН поменять просроченное удостоверение личности и только там узнала: она числится умершей!
- Женщина плачет: мол, я же живая стою перед вами, как мне дальше жить?! - эмоционально описывает ситуацию заместитель начальника отдела криминального розыска ДВД Алматы Ермек ДОНГЕШОВ. - Мы объяснили Оксане: полиция тут бессильна, только суд может отменить судом же принятое решение о признании ее мертвой. Вызвали Марину, они вместе поехали в суд. Позже я слышал, что суд вынес другое решение и Оксана смогла получить новые документы…
Но эта ситуация, что называется, из ряда вон… Обычно, по словам майора Донгешова, люди пытаются сами искать пропавшего родственника и, только не добившись результатов, бегут в полицию. А с момента пропажи проходят недели, а иногда - месяцы и даже годы. Что же делать, если у вас пропал близкий человек? Полицейские категоричны: необходимо сразу идти в районное УВД и сообщить стражам порядка все подробности об исчезнувшем: приметы (шрамы, татуировки, родимые пятна, зубные коронки), группу крови, состоит ли он (она) на каком-либо учете, предоставить свежую фотографию, сведения об окружении. Собранные документы передаются в прокуратуру, сотрудники которой обзванивают родных пропавшего и выясняют причины. Если за это время человек нашелся, дело не заводится. Если нет - начинается рутинная работа: составляется план поиска, ориентировки направляются во все РОВД по Казахстану, параллельно оперативники выясняют у родных и близких, были ли у пропавшего долги или кредиты в банках, планировал ли он куда-либо выехать и не случился ли у него с кем-нибудь конфликт накануне исчезновения. Если человек взял с собой мобильник, оперативники устанавливают место, откуда пропавший звонил в последний раз.
- Нередко бывает так: пробивая телефон, мы находим его у постороннего. Оказывается, пропавший сам сдал трубку в пункт продажи подержанных сотовых телефонов, оставив им копию удостоверения личности. Иногда сотка находится в другом регионе страны - тогда отправляем коллегам запрос, чтобы они на местах выяснили все детали. Когда человек пересекает границу, пишем в МВД соседнего государства, куда он поехал, - продолжает майор Донгешов.
По его словам, чаще мертвыми находят тех, кто при жизни увлекался спиртным или наркотиками. Нередко таких людей хоронят как неопознанных, а фотографию размещают в так называемой опознавательной картотеке - на тот случай, если родственники найдутся и обратятся в полицию за помощью. Им показывают картотеку, и в случаях, когда родные опознают умершего, заполняется протокол. С этим документом люди едут в морг, где им выдают заключение эксперта о причине смерти. Потом в загсе получают свидетельство о смерти и могут либо перезахоронить тело, либо навещать родственника на месте захоронения. Розыскное дело прекращается, когда эксперт дает заключение о естественной смерти. Если же человека убили, то возбуждается уголовное дело…
Такая картотека находится только в бюро несчастных случаев при ДВД города, а не в районных подразделениях полиции.
Но чаще людей находят живыми. Ежедневно в оперативную сводку ДВД Алматы попадают 2-3 факта пропажи людей разного возраста, социального положения. Полицейские начинают поиски, подключают добровольных помощников полиции, волонтеров, СМИ и социальные сети. Нередко бывает, что пропавший через несколько дней объявляется сам: кто-то уехал на охоту, не предупредив родных, а в горах, куда он отправился, нет сотовой связи. Пропавшие девушки (парни) признаются: встретились с любимым человеком, сняли квартиру (номер в гостинице, выехали в загородный коттедж), полночи пили-гуляли, а потом весь день отсыпались и не заметили, что в сотке села батарея. Родители ночами не спят, полицейские тоже сутки напролет ищут, а молодежь попросту загуляла.
В законе не предусмотрены меры наказания для таких гуляк. Да и родители зачастую не слишком строжатся, боясь, что обиженный ребенок может, не дай бог, руки на себя наложить (психологи, работающие с подростками, констатируют: юноши и девушки в возрасте 14-20 лет наиболее склонны к
суициду).
- Немало случаев, когда приходят пожилые люди с просьбой найти взрослого сына или дочь, которые уехали на заработки и пропали, - говорит Ермек Донгешов. - Начинаем поиски и выясняем: уже прошло полгода, год. Поднимаем опознавательную картотеку обнаруженных ранее трупов, приглашаем заявителей на опознание. Среди фотографий есть и обезображенные жертвы криминала - зрелище не для слабонервных… Объезжаем все крестьянские хозяйства, расположенные в радиусе 50-100 километров от южной столицы, подключаем коллег из региональных ДВД и очень часто находим пропавших. В одном случае они подрядились пасти скотину в горах, где нет никакой связи, в другом - батрачат на фазендах богачей.
- Ермек, в последнее время стали чаще воровать детей состоятельных родителей с целью выкупа. Известны и такие случаи: человека похищают, вынуждают переоформить свое жилье, а потом убивают…
- Недавно пропал житель Бостандыкского района Алматы. Выяснили, что жил один в собственной квартире, родственников нет, член общества слепых. Беседуя с его соседями и знакомыми, нашли свидетелей, которые видели, как мужчину насильно увезли в машине. Прошло время, пока мы установили владельца машины и задержали его. На допросе он и его приятель - “черные риелторы” - признались: мужчину похитили, заставили переоформить квартиру, а затем убили… Сейчас это уголовное дело расследуется, поэтому пока не могу сообщить какие-либо детали, фамилии. Мы проверяем подозреваемых на причастность к аналогичным преступлениям.
Майор Донгешов отмечает: в последнее время стало больше неравнодушных людей, которые активно помогают в поисках пропавших. Добровольцы расклеивают в общественных местах их фотографии, по своей инициативе обращаются за помощью в СМИ. Особенно активны водители: эти люди часто звонят в полицию, увидев на обочине дороги маленьких детей.
- Дети тоже часто исчезают, но, как правило, находятся в течение суток, - говорит Ермек Донгешов. - Нередко малыши выходят во двор погулять, потом идут в соседний двор, в парк, а обратную дорогу домой уже не помнят. В большинстве случаев, после того как мы, получив сообщение от неравнодушного человека, быстро находим ребенка, о его пропаже сообщают взволнованные родители. И получают от нас свое чадо, что называется, из рук в руки. Когда же детей похищают, к поискам подключаются оперативники УБОП (управление по борьбе с организованной преступностью), которые устанавливают место, где держат заложника, личности похитителей - и остается лишь задержать их при помощи бойцов спецназа…
Напоследок майор Донгешов рассказал еще об одном удивительном случае. Исчез алматинец Максат, живший в своем частном доме - добротном и капитальном. Жил он один, ни с родственниками, ни с соседями не общался. Через некоторое время в его доме поселилась многодетная семья. Полицейские стали наводить справки и выяснили: незадолго до исчезновения Максат продал свое жилье. Оперативников смутила цена вопроса: дом с подворьем, в нижней части Алматы, хозяин продал - по официальным документам - всего за… 2,5 тысячи долларов!
- Опросили нового владельца дома. Тот сообщил: он действительно купил дом за эти деньги, сделку заверил у нотариуса, затем оформил в органах юстиции. Деньги отдал Максату, после чего тот якобы устроился на работу в крестьянское хозяйство в Талгарском районе. А руководитель того хозяйства говорит: Максат уже полгода как умер. Показал могилу - ухоженную, с оградкой, памятник с его фотографией. Опять закрались подозрения: зачем ставить памятник чужому, по сути, человеку? Поехали в морг, подняли документы. Действительно Максат умер своей смертью -
сердце подвело. А что касается могилки, владелец крестьянского хозяйства оказался верующим человеком и похоронил Максата по мусульманским обычаям. Криминала нет, розыскное дело мы прекратили… Нотариус подтвердил: все документы были оформлены, как говорится, в рамках закона, и он заверил сделку. Но, честно говоря, нас до сих пор терзают сомнения: ведь такой дом стоит в разы дороже…
По данным ДВД Алматы, ежемесячно пропадают 25-30 человек, но нередко эта цифра возрастает вдвое.
Наша справка
Если у вас пропал близкий человек, сразу же идите в районное УВД и пишите заявление. Дежурный обязан зарегистрировать этот документ, а начальник РУВД - поручить розыск оперативникам. К заявлению желательно приложить свежую фотографию пропавшего, указать номера телефонов, которыми он пользовался, и круг общения. Если вы полагаете, что вашего родственника могли похитить, обязательно назовите имена подозреваемых - этим вы поможете полицейским сузить круг поисков. Следственная группа приедет к вам в дежурные сутки для выяснения всех обстоятельств.
Тохнияз КУЧУКОВ, е-mail: kuchukov@time.kz, фото пресс-службы ДВД Алматы, Алматы
Заявление о пропаже человека вы можете зарегистрировать в Алматы по следующим адресам:
- ДВД Алматы, ул. Масанчи, 57а. Тел.: 254-40-07, 254-40-42.
- УВД Алмалинского района, ул. Карасай батыра, 109. Тел.: 254-20-04, 254-46-12 (районный отдел полиции Алмалинского РУВД 254-54-74, 276-12-85).
- УВД Алатауского района, мкр. “Дархан”, ул. Халифа Алтая, 2б. Тел.: 234-21-61, 234-22-36.
- УВД Ауэзовского района, ул. Отеген батыра, 78. Тел.: 298-53-02, 277-12-66 (РОП Ауэзовского РУВД 298-53-72).
- УВД Бостандыкского района, ул. Радостовца, 205. Тел.: 254-47-02, 254-47-04 (РОП Бостандыкского РУВД 242-36-11, 242-16-59).
- УВД Жетысуского района, пр. Райымбека, 158а. Тел.: 254-49-02, 254-49-11 (РОП Жетысуйского РУВД 252-13-06, 252-54-87).
- УВД Медеуского района, ул. Кабанбай батыра, 93б. Тел.: 254-48-02 (РОП Медеуского РУВД 231-26-23).
- УВД Наурызбайского района, мкр. “Таусамалы”, ул. Райымбек батыра, 39. Тел. 254-44-62.
- УВД Турксибского района, ул. Рихарда Зорге, 14. Тел. 298-54-02 (РОП Турксибского РУВД 298-54-62, 90-32-27)