Вагонные воры - последнее дело
Похоже, сотрудники транспортной полиции МВД родились в рубашке: многомиллионные кражи на “железке” случаются с завидной регулярностью, а с них как с гуся вода: преступление зарегистрировано в тупике конечной станции прибытия товара - значит, и расследованием должна заниматься территориальная полиция. Потерпевшие чуть ли не стонут от бессилия и отчаяния: ведь груз пропадает именно на железной дороге, где должен “сечь поляну” департамент МВД на транспорте! Но транспортные стражи порядка лишь разводят руками: не наша зона ответственности!
Спрашивается: для чего в таком случае создавали в центральном аппарате МВД этот самый департамент, призванный обеспечить правопорядок как раз на железной дороге и прилегающих к ней стратегических объектах? Неужели только для того, чтобы торгашей на перронах гонять? Впрочем, и с этим, казалось бы, простым делом транспортники в погонах не всегда справляются. Не в меру навязчивые таксисты чуть ли не бросаются под колеса поезда в поисках клиента, голосистые тетки среди ночи вламываются в пассажирские купе с предложением купить носки, трусы, яблоки, холодное пиво и т. д. - такова сегодня железнодорожная реальность. Я уже не говорю о размалеванных девицах, оккупировавших крупные железнодорожные вокзалы страны и хищно высматривающих в толпе пассажиров командированных мужчин: таким предлагают дешевые съемные квартиры посуточно - и с интимобслуживанием “по полной программе”. Об этом прекрасно знают сотрудники ДВДТ. Что же мешает навести порядок? Тем более что закон с недавних пор дает им право привлекать к ответственности тех же жриц любви и таксистов за “назойливое приставание к гражданам в общественных местах”…
Но куда серьезнее ситуация с кражами грузов. Мы уже писали о крупном хищении из железнодорожного контейнера китайских ноутбуков на сумму около 500 тысяч долларов, которое раскрыли коллеги транспортных полицейских из Турксибского РУВД Алматы (см. “Вскрытие покажет...”, “Время” от 3.3.2016 г.). На днях случилась похожая история: контейнер с ценным грузом выехал из Поднебесной в Алматы через станцию Алтынколь (сухой порт “Хоргос”). Контейнер прибыл на станцию Жетыген, а когда его вскрыли - ахнули: вместо аудиопроигрывателей там лежали пустые коробки - украденный по пути следования товар представители торговой компании оценили в 12 миллионов тенге. По словам Сакена СЕМБАЕВА, представителя одной из компаний-перевозчиков, все 15 лет работы на этом рынке он регулярно сталкивается с подобным беспределом.
- Мы начинали возить груз через станцию Достык, когда она была единственным железнодорожным переходом на границе с Китаем, - говорит г-н Сембаев. - Тогда вокруг станции крутились сомнительные типы из разных преступных группировок. Предприниматели вынужденно платили им дань, потому что силовики бездействовали… С годами, после того как правоохранители взялись за оргпреступность, работать стало легче. Два года назад была открыта станция Алтынколь, и мы стали возить свой товар через нее. Дорога сократилась больше чем вдвое, а система безопасности этого перехода была гарантирована казахстанским правительством. Казалось бы, что еще нужно бизнесмену?
Действительно, транзитный коридор, предоставляемый Казахстаном, весьма привлекателен. К примеру, грузовой состав из Китая до Германии идет всего 12 суток (для сравнения: такая доставка по морю занимает минимум 50). А путь до Алматы занимает всего 7-8 часов (из Достыка состав идет больше суток). Это выгодно как предпринимателям, так и национальному перевозчику - АО “НК “КТЖ”: транзитный коридор через Алтынколь приносит им без малого 20 процентов от всей получаемой прибыли. Поэтому и национальный железнодорожный перевозчик, и правительство заинтересованы в нем. Не говоря уже о предпринимателях, в том числе и иностранных бизнесменах. И все было бы замечательно, не положи глаз на этот транспортный коридор криминалитет.
- От границы до Алматы всего пять станций, которые охраняются военизированной железнодорожной охраной и транспортной полицией МВД. Но именно на этом отрезке - всего 324 километра - таинственные грабители умудряются вскрывать контейнеры с особо ценным грузом. Да так, что полицейские ничего не видят! Либо не хотят видеть... - вздыхает Сакен Сембаев.
Теперь сотрудники Илийского РУВД Алматинской области (железнодорожный тупик находится на обслуживаемой ими территории) ломают головы: где же именно воруют? Может, на самой границе, где состав стоит почти сутки? Но там все напичкано камерами видеонаблюдения, да и украсть незаметно целый контейнер невозможно. Тем более что Алтынколь круглосуточно охраняется полицейскими патрулями. Можно предположить, что лиходеи орудуют на станциях по пути следования грузового состава. Но ведь и они охраняются: в договоре поставки товара из Алтынколя до Алматы есть графа “Услуги охраны по пути следования до конечной станции”. Удовольствие это, между прочим, платное - 27 тысяч тенге за контейнер. Словом, вопрос остается открытым: куда смотрят их коллеги из ДВДТ?
- Раньше тоже бывали недостачи - в основном по 10-15 коробок воровали, - продолжает рассказ Сакен Сембаев. - Изредка - сами китайцы, но там большой риск: поймают - руку отрубят либо вообще расстреляют на центральной площади. Чаще воруют наши, но из-за малозначительного ущерба редко кто пишет заявление в полицию. Наша компания не раз сталкивалась не только с откровенной волокитой при расследовании, но и с явным нежеланием работать по краже, которая, говоря языком полицейских, - гарантированный висяк. Стоимость товара, украденного у нас в апреле, только по предварительным расчетам, превысила 12 миллионов тенге. По сути, мы могли бы требовать (согласно договору поставки товара) поставить вооруженную охрану возле каждого нашего контейнера - раз уж оплачиваем их услуги. Но нас убеждают: вся “железка” под круглосуточной охраной транспортной полиции. А когда пропадает товар, транспортники в погонах начинают футболить потерпевших…
По словам Сембаева, представители завода-изготовителя из Поднебесной уже ищут альтернативные пути доставки своей продукции. К примеру, морской - из Китая до Санкт-Петербурга, а уже оттуда фурами до Казахстана. Конечно, предприниматели потеряют больше времени, но зато сохранят груз в целости. Увы, надежды на то, что транспортные полицейские начнут исполнять свои обязанности, ни у казахстанских бизнесменов, ни у их зарубежных партнеров нет...
- Для пущей безопасности последний контейнер был оборудован и механической пломбой (замок весом почти 6 килограммов, крепящийся шестью болтами к дверям контейнера). Вскрытие показало: злоумышленники научились преодолевать и такие препятствия. Оригинал высверлили, товар спокойно забрали и установили на контейнер липовую пломбу с точно такими же болтами. Руководство национального перевозчика - “Казахстан темир жолы” - тоже сильно переживает из-за роста краж на железной дороге - прежде всего это имидж огромной компании и всей страны в целом на международной арене. Для нормальной работы транспортной полиции в КТЖ не жалеют средств: нужно новое здание - пожалуйста. Материально-техническое обеспечение хромает? Получите - только работайте. По всей видимости, именно с желанием работать у транспортной полиции проблемы, - считает г-н Сембаев.
Действительно, неужели мощная правоохранительная система страны, ликвидировавшая в свое время организованную преступность, пересажавшая всех воров в законе, не может справиться с какой-то шайкой грабителей? Почему отечественные перевозчики и представители крупных иностранных компаний, работающих в Казахстане, все меньше верят в надежность и безопасность сухого порта “Хоргос” с примыкающей к нему железнодорожной станцией Алтынколь? Ответ прост: криминал там правит бал. Некоторое время назад в районе этой станции появилась дерзкая группировка, которая абсолютно безнаказанно бомбит чужие вагоны. Причем вскрывают контейнеры только с особо ценным товаром - явно по наводке. Это при том, что информацией о ценности груза владеет лишь ограниченный круг людей, работающих на приграничном таможенном переходе.
Между прочим таможня “Хоргос” - стратегический объект, оснащенный самыми современными техническими средствами защиты. К тому же там, как говорится, силовик на силовике сидит и силовиком погоняет: кроме пограничной заставы и отдела КНБ вахту несут сотрудники сразу двух полицейских отделов - Жаркентского РОВД Алматинской области и департамента МВД на транспорте. Не говоря уже о таможенниках и других службах, расположенных на “Хоргосе”. Казалось бы, муха не пролетит.
Вывод один: кто-то из людей, работающих на “Хоргосе”, сливает бандитам информацию! Ведь посторонний человек при всем желании не сможет узнать, какой именно груз находится в конкретном вагоне…
Недавно жители Карагандинской области пожаловались на систематические кражи угля. Мы связались с начальником ЛУВД на станции Караганда Рустемом АБЕУОВЫМ.
- До недавнего времени проблема краж с грузовых составов была более чем актуальной, - говорит полковник Абеуов. - Воровали, когда состав останавливался на разъездах, чтобы пропустить встречный транспорт. Вместе с руководством железной дороги с начала этого года мы пересмотрели график проезда поездов. Кражи значительно снизились, потому что теперь грузовые поезда останавливаются только на крупных, хорошо охраняемых станциях. А если составу все же приходится ждать на маленьком разъезде, мы ставим там блокпост. Видя полицейских, патрулирующих разъезд, криминалитет уже не сунется на “железку”…
К слову, по итогам прошлого года работа сотрудников ЛУВД на станции Караганда признана одной из лучших: во многом благодаря сотрудничеству транспортных полицейских с руководством железной дороги краж стало меньше, а преступные группировки, орудовавшие на различных станциях, ликвидированы. Что же мешает навести такой порядок на всей железной дороге?
Мы не раз предлагали начальнику департамента МВД на транспорте Ержану САДЕНОВУ и его подчиненным выйти из теплых столичных кабинетов и своими глазами посмотреть, что происходит на приграничных станциях. Боюсь, увиденное вам не слишком понравится, Ержан Сапарбекович…
Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлены Сакеном СЕМБАЕВЫМ, Алматы
P.S. Как сообщили нам в ДВД Алматинской области, по факту кражи было возбуждено уголовное дело. Собранные материалы переданы в Семиреченскую транспортную прокуратуру.