Планка дозволенного
В поселке Затобольске Костанайской области школьный учитель физкультуры занимался рукоприкладством и поплатился за это должностью. Мать избитого педагогом ученика полна решимости наказать обидчика более сурово.
Римма КАРСАКПАЕВА (на снимке) многое в этой жизни вынуждена делать сама и уже привыкла жить без поддержки со стороны. Поэтому, когда ее сын Дархан АБДРАХМАНОВ попал в беду, Римма ринулась на его защиту, ни на кого не надеясь.
14 апреля ей позвонила социальный педагог школы им. Наушабаева, расположенной в адмцентре Костанайского района, и сказала, что с Дарханом случилась истерика. В учебном заведении мать застала сына уже в кабинете директора, где рядом с ним находились четыре педагога. Из их обрывочных фраз Римма сделала вывод, что ЧП здесь случаются довольно часто.
- У Дархана была распухшая губа, сам он выглядел очень подавленным, - вспоминает Римма. - Вскоре я поняла, что сын попал под горячую руку физрука. Там вышла какая-то странная история: на уроке физкультуры мяч залетел очень высоко, и учитель послал Дархана на второй этаж достать снаряд с помощью длинной планки. Сын все сделал, а потом по просьбе преподавателя подал ему планку оттуда, сверху. И получилось это у него как-то неудачно. Планка выпала у него из рук и полетела прямо на учителя. Увернуться-то он успел, но на Дархана обиделся…
Причем так сильно, что после экзекуции мальчишку пришлось отправлять на судмедэкспертизу, чтобы зафиксировать следы побоев. По словам матери, на груди у Дархана отпечатался след от той самой планки!
- Я присутствовала при осмотре врачом моего сына и все видела, - говорит Римма. - Правда, результаты обследования мне на руки не выдали, ссылаясь на то, что их может забрать только участковый. Но вот уже пять дней после этого происшествия ничего не происходит! Кроме того что меня осаждают родственники физрука - и дома, и по телефону. Люди, заинтересованные в благоприятном для него исходе дела, нашли чуть ли не всех моих знакомых, даже давних, с которыми я не виделась много лет. Их просят как-то на меня повлиять. Я опасаюсь, что эту историю просто замнут, поэтому 18 апреля обратилась с заявлением к прокурору…
Видимо, прокурорский пендель подействовал волшебным образом: на следующий день после подачи жалобы дело сдвинулось с мертвой точки, и корреспондент “Времени” стал тому свидетелем. Римме позвонил участковый и сообщил, что она может ознакомиться с результатами его расследования.
- Я скажу прямо: учитель был неправ, - считает директор школы Алмурат АХМЕТОВ (на снимке). - Вообще, его позиция мне непонятна. Когда я вызвал его к себе в кабинет, он вместо того чтобы извиниться и как-то загладить ситуацию, стал доказывать, что никого пальцем не трогал, мол, Дархан лжет и что ребенок пришел на урок уже побитым… Поэтому я сказал Римме: вы можете вызвать полицию. Затем я вынес выговор учителю и предложил ему написать заявление об уходе. Сегодня этот человек у нас уже не работает. Хотя, конечно, жаль, он хороший специалист, наши школьные спортивные команды под его руководством постоянно занимали призовые места в различных соревнованиях.
Нам удалось поговорить и с самим виновником школьного переполоха - теперь уже бывшим физруком Оразалы ЖАНАЙДАРОВЫМ. Он по-прежнему считает себя ни в чем не виноватым.
- Когда он бросил планку, она мне чуть в глаз не попала! - рассказывает свою версию событий Жанайдаров. - Я ему сказал: “Что ты делаешь? А если бы я глаза лишился?” А мальчик мне отвечает: “Ничего, я вам новый поставлю!” Я возмутился, спрашиваю его, мол, почему так разговариваешь? Да, я с ним беседовал, взял его за руку, но чтобы бить - не было такого!
Однако Дархан и два его одноклассника, присутствовавшие при конфликте, утверждают: Жанайдаров действительно вел воспитательную беседу на повышенных тонах и не без рукоприкладства. Вначале, говорят они, учитель долго разбирался с Дарханом в коридоре, а потом отвел его в свой кабинет, откуда мальчик выбежал уже в слезах.
Существует и видеозапись “коридорной” части общения физрука с подростком (имеется в редакции). На съемках видно, как учитель заводит Дархана за угол, встает к камере спиной и не отпускает ученика в течение семи минут. На четвертой минуте записи он хватает ребенка за руку и трясет, а чуть позже начинает размахивать планкой и резко направляет ее туда, где стоит мальчик. Происходит ли в этот момент удар по его телу, не видно. Затем учитель уводит школьника в кабинет.
- Однажды на перемене кто-то пробегал мимо его кабинета и стукнул в дверь кулаком, - говорит одноклассник пострадавшего Ибрагим КУБЕНОВ. - Он выскочил, увидел меня, схватил за грудки, стал трясти и несколько раз ударил о стену. Я его спросил: “Почему вы меня бьете?” Он после этого сразу меня отпустил и молча ушел.
На вопрос об отношении к грозному физруку Дархан и его друзья в один голос говорят: “Избегаем!”
По мнению классного руководителя Гульжан МУРЗАГАЛИЕВОЙ, в этой истории словам детей приходится доверять больше, чем уверениям коллеги:
- Наш класс особенный, кадетский, мы на виду у всей школы, и дисциплина у нас на уровне, - говорит она. - Первый урок в этом классе был мой, Дархан сидел за первой партой, я ручаюсь, что никаких побоев у него не было. Он был в хорошем настроении, ну а потом, конечно, когда меня позвали в кабинет директора, я увидела, какой стресс он пережил. Про поведение моего коллеги могу сказать одно - тот выглядел неадекватным. Почему он так агрессивно себя защищал, а не просил прощения, не понимаю…
Вчера вопрос дальнейшей судьбы бывшего физрука Жанайдарова наконец решился: он был освобожден от ответственности по нереабилитирующим основаниям. Римма Карсакпаева согласилась заключить с ним мировое соглашение.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай