3373

Пил, уснул. Очнулся - пытки

Когда полицейские Аркалыка тромбили Кошкенбая АБДУКАРИМОВА (на снимке), заставляя его взять на себя чужое страшное преступление, они были уверены: не сможет он отвертеться. Кому, дескать, нужен этот пропойца, кто за него вступится… Но защита, к удивлению служивых, нашлась, и дело приняло совершенно неожиданный оборот.

События, о которых мы рассказываем, начались еще летом. И при удачном раскладе для полицейских могли закончиться в начале осени, если бы дело по обвинению Абдукаримова в убийстве было отправлено в суд. Однако история затянулась, и теперь ее участники всеми силами пытаются откреститься от обвинений в недозволенных методах следствия.
Среди тех, кого Кошкенбай Абдукаримов называет своими обидчиками, не только рядовые опера, но и весьма высокие чины Аркалыкского городского УВД. Правда, конкретные имена подозреваемых в групповом применении пыток пока не называют. Тем не менее досудебное следствие начато, и ведет его с подачи облпрокуратуры управление собственной безопасности ДВД Костанайской области. Дело уже переквалифицировано с уголовной статьи о неправомерных действиях сотрудников полиции на более тяжкое обвинение - по п.1 ч. 2 ст.146 УК (пытки, совершенные группой лиц или группой лиц по предварительному сговору).
...Кошкенбай летом жил примерно полтора месяца в доме своего приятеля. 7 августа, накануне постигших его печальных событий, он распивал спиртное в теплой компании. Уже в 16 часов Абдукаримов был в отключке, а дом, где он находился, закрыт на замки и засовы хозяйкой - матерью приятеля.
- На следующий день меня забрали оттуда двое сотрудников полиции, - вспоминает Кошкенбай. - Приехали на машине, показали удостоверение и отвезли в УВД. Там я увидел уже два десятка человек, среди них были и те, с кем мы вместе выпивали днем раньше. Каждого по одному заводили в кабинет и допрашивали о каком-то убийстве. В тот день мы просидели там до полуночи. И все это повторялось еще раз семь. Меня туда как на работу возили.
А потом пришла пора более решительных действий - допросов с пристрастием. В середине августа вместо начальственного кабинета Кошкенбая привели в спортзал. Начали с ударов по грудной клетке и почкам. Причем избивавших было не менее пяти человек, подходивших к жертве поочередно.
Экзекуция продолжилась в бильярдном зале, расположенном по соседству. Там жертву били уже кием. Спустя четверть часа Абдукаримова пытали уже в каком-то начальственном кабинете.
- Я все твердил, что ни в чем не виноват, - продолжает Кошкенбай. - А мне пригрозили, что бутылку в задний проход засунут. Потом закрыли кабинет, перестегнули наручники вперед, поставили лицом к стене. Заставили широко раздвинуть ноги и закинуть руки за голову. В этом положении я пробыл не меньше двух часов. Несколько раз валился на пол. Меня поднимали и заставляли принимать эту позу вновь. А когда я и после этого отказался признать вину, повалили на пол и надели на голову желтый полиэтиленовый пакет.
Через четверть часа такой пытки клиент был “готов” и безропотно подписал явку с повинной.
После совершения всех необходимых процессуальных действий Кошкенбая привезли в спецприемник. Но администрация учреждения не приняла его от полицейских, затребовав бумагу из суда. Служивые тут же сообразили, как это дело обставить: то и дело просившемуся в туалет Кошкенбаю они посоветовали сходить по нужде за угол. Как только он принялся за “мокруху”, его… сфотографировал участковый! С этим вещдоком нарушителя общественного порядка полицейские срочно доставили в суд, но результат получили не тот, который ожидали: вместо административного ареста Абдукаримову был назначен штраф. И тогда служивые принесли ему бутылку водки.
Он пил ее из горла. Без закуски. Пил, как простую воду, практически не ощущая ни вкуса, ни запаха. И железно обеспечил себе тем самым пятеро суток ареста... Вышедшего из заключения Кошкенбая на улице дожидался сын.
Увидев, в каком состоянии Кошкенбай вышел из здания УВД, родственники потерпевшего пришли в ужас и решили во что бы то ни стало найти и наказать всех, кто так или иначе оказался причастен к его пыткам.
- Встретившись в Аркалыке с Абдукаримовым и его семьей, а затем посетив местные правоохранительные органы, я поняла, что следствие по этому делу не ведется вообще, - рассказывает адвокат Снежанна КИМ. - Мне даже пришлось самой ехать за заключением судебно-медицинской экспертизы, которая описала нанесенные ему телесные повреждения. Да, Абдукаримов - человек, скажем так, очень неравнодушный к алкоголю. Уверена, именно это позволило полицейским устроить беззаконие. Они считали, что вступиться за Кошкенбая некому! Узнав, что у него есть многочисленная семья, которая поспешила на помощь в трудную минуту, полицейские несказанно расстроились.
Пострадавший обратился с заявлением на незаконные действия полиции еще 4 сентября, но дело никто не расследовал, - продолжает адвокат. - Лишь вмешательство прокуратуры позволило изменить ситуацию. Впрочем, даже сейчас есть вероятность, что виновные сумеют уйти от ответственности: затянув разбирательства, ответственные лица дали возможность виновным замести следы.
Дело Абдукаримова наверняка должно стать знаковым. Ведь от того, сумеют ли силовики его раскрутить и довести до конца, зависит простой вывод: а действительно ли в нашей стране каждый, невзирая на его социальное происхождение, состояние здоровья и вообще состояние, может рассчитывать на защиту закона.

Стас КИСЕЛЁВ, фото Анны КАКИРОВОЙ, Аркалык - Костанай

Поделиться
Класснуть