Убийственная гребля
Убегая на очередную тренировку, Женя чмокнул маму и попросил испечь к его возвращению любимых булочек. К назначенному часу ароматная сдоба уже томилась на столе, а Женю везли в карете “скорой помощи” в морг.
Галина Мелихова из тех сумасшедших мамаш, кто, не желая ни на минуту расставаться с ребенком, сначала устраиваются вместе с роднулей в детский сад, потом идут вместе с ним в школу: малыш - учиться, мать - работать. Галя даже за четвертым дипломом пошла в университет, чтобы, когда Женя окончит школу и поступит в вуз, и там быть с ним. Нет, она вовсе не сюсюкалась с сыном. Отец ушел из семьи, когда Жене было полтора года, и женщина делала все, чтобы ее мальчишка не рос размазней. Женька успевал и домом заниматься, и в школе хорошо учиться, и в спортивную секцию ходить, и с друзьями встречаться. Даже девушка у него была. Первая любовь… Безоблачное счастье рухнуло в один миг.
- Напекла я тех булочек, жду сына, а на сердце неспокойно, - вспоминает Галина. - Звоню Женьке, он трубку не берет. Значит, думаю, тренируется. Сын - байдарочник, они, когда на воду выходят, телефоны и личные вещи на берегу оставляют… Потом мне звонит неизвестный. Просит, чтобы я перезвонила по незнакомому номеру, там мне о сыне скажут. Звоню, а у самой сердце зашлось. Шепчу им: “Что с ребенком?”, а они: “Когда родился, где учился?” Я тут как закричу: “Что с Женей? Где он?” С того конца: “Нет больше Жени. Утонул”. Что было дальше, помню как в тумане.
Как потом станет известно,
18 июня в ходе тренировки 14-летний Евгений ПОЛИТАЕВ перевернулся вместе со своей байдаркой. Спасательного жилета на парне не было, и он ушел на дно. Врачам “скорой”, примчавшимся на спасение подростка, очевидцы рассказали, что тело спортсмена ищут уже минут двадцать.
- Добровольцы, обвязанные веревками, ныряли на дно и не могли найти его, - вспоминает врач “скорой помощи” Альбина БИТЕМИРОВА. - Мы вызвонили ЧС, и они еще минут 20-25 искали тело. Его нашли ближе к берегу, вдали от того места, что указывали очевидцы. Естественно, парень был мертв, но мы предприняли все меры, чтобы его реанимировать. Чуда не произошло.
Глубину горя, накрывшего Галину и ее престарелую мать, описать невозможно. В полуобморочном состоянии они едва нашли в себе силы, чтобы проводить кровиночку в последний путь. Проститься с Женькой пришли его друзья, одноклассники и тренеры.
- Уж лучше бы эти тренеры вообще не приходили, - плачет Галина. - Плохо помню тот день, но их слова шрамом врезались. “Для протокола” они сначала выразили свое соболезнование, а потом принялись поносить сына. Распалились, возмущались, что он не слушался, постоянно отказывался надевать спасательный жилет, что не подчинялся им.
Дальше - больше. Согласно заявлениям тренеров, Женя вообще никакого отношения к ним не имел. Собственно, на этой версии и сейчас настаивает высокое спортивное начальство. Дозвониться до старшего тренера отделения гребли и каноэ школы олимпийского резерва Дениса ЖАРМЕНОВА нам не удалось. Как оказалось, он на заграничных сборах и соревнованиях в Европе и еще не скоро вернется в Казахстан. Зато его шеф - заместитель директора областной детско-юношеской спортшколы олимпийского резерва по водным видам спорта Сабит ЕРМАНОВ клятвенно заверял, что погибший никакого отношения к спорту не имеет.
- Евгений Политаев в списке наших учеников не числится и никогда не был нашим учеником, - говорит спортфункционер. - У нас его даже по приказу нет. Он просто, оказывается, с друзьями ходил.
Чиновник не смог объяснить, как совершенно посторонний мальчик на глазах у тренеров и спортсменов мог взять байдарку и прочий инвентарь и выйти на воду.
Между тем мама погибшего парня настаивает, что он еще с апреля регулярно ходил в спортшколу и, как все спортсмены, нередко плавал на байдарке. Правда, по ее словам, в самом начале занятий Женя плохо держался на воде. Однако парень успокоил мать тем, что во время тренировок с ребятами неотлучно находятся тренеры и плавать он стал значительно лучше. Женщина простить себе не может, что повелась на уговоры сына. И все же мать не умаляет вины спортивных наставников, которые, по ее мнению, делают все, чтобы избежать ответственности за гибель ребенка.
- Они вообще путаются во всем и всех винят, - говорит Галина. - По их словам, и Женя был непослушный, и я его плохо воспитала, и они к нему не имеют отношения, и “скорая” виновата в его смерти... Они мне сказали, что ребята, вытащившие тело Жени на берег, реанимировали его и заставили сердце биться. Что жил он после этого минут пятнадцать, а в “скорой” не было никакого оборудования и Женя погиб по дороге в больницу.
Вот только эти рассказы разнятся с данными неотложки. Главный врач скорой помощи Шымкента Гульнар КУРМАНБЕКОВА сообщила, что реанимобиль, на котором приехали спасать Женю, был полностью укомплектован и оборудование исправно работало. Задокументированные доказательства своей правоты медики готовы предоставить по первому требованию. А ребенок погиб задолго до приезда врачей.
Однако особенно возмущают Галину сплетни о том, что ее Женя сознательно решил покончить с жизнью.
- Желая отвести от себя неприятности, тренеры муссируют эти слухи, - рассказывает мать погибшего парня. - Говорят, что это был не несчастный случай, а самоубийство. Даже ссылаются на якобы свежую запись на его страничке в Интернете: “Каждый из вас нашел мне замену. Спасибо. Что бы вы все были щасливы (орфография автора сохранена. - З.М.)”. На самом деле это было написано четыре месяца назад и даже намека на мысли о суициде не имело.
Девочке, с которой дружил Женя, знакомые и незнакомые люди устроили настоящую травлю. Бедняжка и так тяжело перенесла утрату, а тут обвинения в том, что именно она стала причиной самоубийства парня.
- Я боюсь, ее доведут до такого состояния, что она наложит на себя руки, - высказывает опасения Галина. - Кто за это ответит? Опять никто? Неужели людям мало смерти моего сына?
В поисках правды женщина обратилась с заявлением в полицию. Заместитель начальника Енбекшинского РОВД Шымкента Абдугани ИБРАИМОВ сообщил, что уголовное дело возбуждено, но...
- Здесь убийства нет, - поясняет Ибраимов. - Под статью “халатность” это тоже не подпадает, так как она применима к госслужащим, а тренер не является госслужащим. Мы сделали на этот счет в спортшколу запрос и получили устный ответ, что тренер не относится к госслужащим.
Тем не менее у полицейских есть немало вопросов к спортивным наставникам. Мать погибшего ребенка намерена добиваться серьезного наказания для людей, виновных в гибели ее сына. Она считает, что они не должны отделаться лишь выговором или увольнением.
- Поймите меня правильно, - объясняет Галина. - Я не горю местью. Сына этим уже не вернешь. Однако к ним и к таким, как они, сегодня ходят сотни других детишек… И если гибель моего ребенка так и останется безнаказанной, завтра любая мать может оказаться на моем месте. Я до последнего буду бороться за доброе имя моего Женьки и за жизни других ребят. Мне терять больше нечего. Сын был смыслом моей жизни, и теперь его не стало.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото из семейного архива семьи Мелиховых, Шымкент