3025

Не спи - затопит!

 

Прошло уже пять суток со дня, когда на Наурызбайский район Алматы обрушился селевой поток, и обсуждение этой чрезвычайной ситуации по-прежнему остается темой номер один для жителей южной столицы. Главный вопрос: почему власти проглядели беду, не предупредили о ней население?
Пока названа лишь рабочая версия причины ЧП - по заявлению вице-министра внутренних дел Владимира БОЖКО, моренное озеро Безымянное попросту протаяло через ледник (см. “Никто ни в чем не виноват?”, “Время” от 25.7.2015 г.). Видимо, специалисты департамента по чрезвычайным ситуациям такое положение дел спрогнозировать не смогли.
Мы попытались разобраться: кто все же может и должен ответить за случившееся и есть ли гарантия, что теперь повысится бдительность всех служб?

Этот селевой поток стал самым чувствительным ударом стихии за последние годы. Горожанам очень повезло, что обошлось без человеческих жертв, хотя жители пострадавших районов еще долго будут приводить в порядок свои дома и дворы. Но происшествия можно было избежать, утверждает ветеран МЧС Мурат ЖУМАТАЕВ.
- Однозначно могу сказать: сотрудники департамента по чрезвычайным ситуациям проспали угрозу, - заявил полковник в отставке газете “Время”, по нашей просьбе комментируя случившееся. - Я много лет проработал в этой системе и знаю, как она функционирует. Например, когда начальником городского ДЧС был Бауржан ИСКАКОВ, а его заместителем Юрий ИЛЬИН (ныне заместитель акима Алматы. - М. К.), нас этими моренными озерами, образно говоря, замучали. Я был начальником ДЧС Медеуского района. Только начиналась весна - нас чуть ли не каждый день спрашивали о состоянии водоемов в горах. Мы на регулярной основе вылетали туда на вертолетах, осматривали, проверяли уровень воды. При необходимости проводили спуск. В результате за долгие годы у нас был только один крупный селевой сход - когда дорогу на Медеу залило. Но по сравнению с нынешней катастрофой это вообще мелочь! Я помню, у нас в весенний период даже были ограничения по отпускам - всех держали на местах, чтобы постоянно контролировать ситуацию. А что мы видим сейчас? Практически месяц стояла аномальная жара. Это означает, что в горах тают снег, ледники, озера наполняются быстрее обычного. В такое время проверять водоемы надо постоянно, а тут, получается, проспали!
Конечно, в ближайшее время контроль будет усилен, - полагает Мурат Жуматаев. - Но в целом у меня есть тревога: слишком мало профессиональных спасателей осталось в нашей системе. А вот число пожарных только растет - это и беспокоит...
Разумеется, чтобы обвинять кого-то конкретно в халатности, нужны железобетонные доказательства. И найти их должен надзорный орган, считает адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ:
- Думаю, городская прокуратура должна провести полную проверку деятельности ГУ “Казсельзащита”, которое отвечает за мероприятия по предупреждению селей, снежных лавин, оползней, обвалов и ликвидацию их последствий, за прогнозирование селевых явлений и землетрясений, обеспечение функционирования соответствующих служб наблюдения и оповещения. Возможно, такая проверка будет организована в рамках уголовного дела. Главный вопрос, который будет поставлен перед надзорным органом: правильно ли действовали сотрудники “Казсельзащиты”, надлежащим ли образом они выполняли свои функции? Если они допустили нарушения в своей работе, то должны нести за это наказание, в том числе и уголовное.
Кроме того, все пострадавшие могут в гражданском порядке обратиться в суд с исками против “Казсельзащиты” с требованием возмещения ущерба, - продолжает юрист. - И тогда суд будет устанавливать, кто из ответственных лиц не справился со своими функциями. Как бы то ни было, следить за состоянием горных водоемов - это обязанность государства. То есть нельзя все свалить на природу - есть люди, получающие зарплату за то, чтобы предупреждать подобные происшествия и минимизировать последствия.
Сегодня алматинцы, проживающие в верхней части города, особенно в непосредственной близости от горных рек, испытывают тревогу: если сель сошел в одном месте, то ЧП может повториться где-то еще. Тем более что жара в Алматы не спадает.
Но не следует забывать, что зачастую причиной подобных катастроф становится и сам человек.
- Я только “за”, чтобы вокруг Алматы появлялось больше мест для отдыха, и в принципе не против строительства горнолыжного курорта “Кок-Жайляу”, но к любой стройке надо подходить с головой, - рассуждает географ и политолог Марат ШИБУТОВ. - Допустим, в районе Кок-Жайляу для возведения объектов нужно расчистить склоны от деревьев. Но именно корни деревьев удерживают почву. Уберут деревья - глина после первого ливня потечет вниз. А дальше уже можно предположить, куда она попадет - в Большой Алматинский канал или в Малый. Если сель пойдет по БАКу и новой дороге, которую хотят протянуть до курорта, то грязь и камни ударят по всем кафешкам по улице Дулати, могут вывалиться на проспект Аль-Фараби в районе “Меги”, а дальше докатиться до Сайрана. Последствия будут гораздо более ужасными, чем в этот раз. Так что бороться со стихийными бедствиями - это не только следить за озерами и вовремя откачивать воду. Иногда не вредить природе гораздо важнее, - заключил собеседник “Времени”.

Михаил КОЗАЧКОВ, Фото с сайта Facebook, zama, Алматы

 

Поделиться
Класснуть