Предупреждать надо!
Котлован с водой, куда сорвались два автомобиля, оградили веревочкой.
В Карагандинской области из-за последствий паводков и безалаберности продолжают гибнуть люди
Недавно аким Карагандинской области Нурмухамбет АБДИБЕКОВ, посетив поселок им. Г. Мустафина (бывшая Токаревка), сообщил журналистам, что в сложный период весенних паводков чиновники трудились в поте лица и каких-либо нареканий в свой адрес не заслужили. Между тем выяснилось, что талые воды стали причиной еще одной трагедии, унесшей жизни двух человек. Но винить в этом стихию уже язык не повернется, поскольку речь тут идет скорее о людской халатности: кто-то не сообразил установить предупреждающие знаки у разрушенной дороги, а в результате два автомобиля сорвались в заполненную водой рытвину.
Беда стряслась в ночь на 18 мая в Бухар-Жырауском районе неподалеку от села Ботакара. Однако родные погибших страшной смертью сельчан смогли встретиться с журналистом только сейчас - после похорон им требовалось время на то, чтобы прийти в себя.
- 15-го числа мой муж Жансеит АКТАЕВ (на снимке) вместе с сослуживцем Адилжаном АМАНБЕКОВЫМ выехал на вахту. Они жили в домах напротив друг друга в селе Аксу-Аюлы Шетского района, и оба работали охранниками в компании “Сат Комир” на Кузнецком угольном разрезе, - рассказывает супруга одного из покойных Гулима АКТАЕВА (на снимке). - Сейчас мы не в курсе, зачем им понадобилось в ту ночь ехать в Ботакару. Со слов их коллег, знаем лишь, что оба сели в личную “ауди” Адилжана и назад не вернулись. Мы начали их искать практически сразу. Конечно, не хотелось верить, что с ними что-то случилось. Но телефон моего мужа не отвечал, хотя мы обычно очень часто созванивались. 20 мая мы обратились в полицию и стали распространять сообщения о пропаже Жансеита и Адилжана по соцсетям. А на следующий день их тела обнаружили в глубоком водоеме, который образовался после паводков на автодороге между селами Тасшокы и Ботакара…
Любопытно, что на это мутное озерцо никто прежде не обращал внимания. И вряд ли обратили, если бы туда не слетела еще одна машина.
- Я занимаюсь выпасом скота и часто мотаюсь по поселкам нашего района, - рассказывает Ардак ТУСУПОВ (на снимке), чудом спасшийся от утопления. - 20 мая я поехал из Тасшокы в Ботакару за бензином. Я знал, что прямо перед этим селом паводками повредило мост, но думал хоть до него доехать, а дальше до заправки пешком с канистрой дойти. О том, что посреди дороги есть обрыв, даже не подозревал. Ведь никаких дорожных знаков или заграждений на этой трассе не было. И вот еду я около 23.30 ночи по этой дороге. Скорость у меня небольшая была - максимум километров 60-70, моя “нива” быстрее разогнаться не может. И вдруг падаю вниз. Я даже не понял толком, что случилось. Попытался завести машину, чтобы дальше проехать. Думал, там неглубоко. А в это время машина стала тонуть. Я случайно задел ручку открывания стекла и стал ее вертеть. Вода сразу в салон хлынула, не давала мне выбраться. Я за багажник на крыше крепко схватился и стал потихоньку выбираться. Потом уже воздух из салона меня вверх выбросил. Я до берега доплыл, полежал немного на бетонных плитах, а потом бегом побежал в поселок. В шоке был. Утром кто-то из знакомых мне сказал, что к тому водоему кран подогнали. Мы решили, что мою машину будут доставать. А когда приехали, увидели полицейских и водолазов. Оказалось, что полицейские после моего падения решили поискать пропавших ранее мужчин. Там их и обнаружили. Водолазы замеряли глубину. Сказали, что от крыши машины до поверхности было 4 метра. Но дно там илистое, автомобиль уже наполовину засосало. Если б я туда не сорвался, могли бы вообще никого никогда не найти!
Гулима Актаева сейчас гадает, почему ее супруг, служивший моряком на Каспии и умевший хорошо плавать, не смог выбраться из воды. Сам он рассказать об этом уже не сможет. Но полицейские предполагают, что Жансеит до последнего пытался спасти своего товарища. По предварительным данным расследования, с которым ознакомили родственников погибших, сидевший за рулем Адилжан Аманбеков при падении с обрыва получил серьезную травму и, возможно, погиб сразу. А судя по тому, что его напарник был раздет по пояс, он нырял и пробовал достать сослуживца. К слову, обоих нашли вне автомобиля.
- Я думаю, что свою роль сыграла погода. В тот день шел дождь и град. Вода была холодной. Скорее всего, мужа либо судорога свела, либо он просто сильно замерз, - говорит Гулима.
По мнению родственников погибших, беды бы не произошло, если бы чиновники и работники дорожных служб проявили внимательность.
- Почему предупреждающие знаки есть только у поврежденного моста со стороны Ботакары, а со стороны поселка Тасшокы их никто не установил? Хотя бы земляным валом проезд перегородили, и уже никто бы туда не проехал, - возмущается Гулима Актаева. - Это, между прочим, дорога областного значения! Я ездила в город, встречалась с руководством “Караганды Жолдары”. Они своей вины не видят. Сначала стали говорить, что мой супруг и его напарник были пьяны. А у меня на руках результаты судмедэкспертизы, где сказано, что оба были абсолютно трезвыми. Потом сообщили, что знаки там стояли. В ответ я им показала фотографии с места происшествия, где никаких знаков не видно. В общем, они там слухи собирали, вместо того чтобы проехать на место и заняться работой. В конце концов направили меня в районный ДЭУ. А там руководство сразу после трагедии сменилось. Сидел передо мной новый начальник и не знал, что ответить.
Поняв, что обивать пороги дорожных служб смысла не имеет, родные погибших охранников обратились с заявлениями в прокуратуру и полицию.
- Дело об обнаружении трупов граждан Актаева и Аманбекова в водоеме, образовавшемся вследствие паводковых вод на разрыве автодороги Ботакара - разрез Кузнецкий, зарегистрировано в едином реестре досудебных расследований по статье 254 УК РК (“недобросовестное отношение к обязанностям”), - сообщил заместитель начальника следственного отдела Бухар-Жырауского УВД Аскар БАСПАКОВ (на снимке). - О круге подозреваемых из-за тайны следствия сказать пока ничего не могу. Сейчас во всем разбираемся.
- Нам очень важно знать, кто виноват в этой трагедии, - говорит Гулима Актаева. - Муж был единственным сыном в семье, у него остался восьмилетний сын. У Адилжана тоже недавно родился сынок, год и шесть месяцев ему недавно исполнилось. Будут дети теперь без отцов расти. А все из-за того, что кто-то не проконтролировал установку предупреждающих дорожных знаков!
Взыскивать ущерб за разбитую “ниву” с дорожников намерен и Ардак Тусупов. Он купил машину в рассрочку за 3,5 тысячи долларов и успел отдать за нее прежнему хозяину только 80 тысяч тенге.
- Восстановлению машина не подлежит. Когда ее доставали, два раза уронили - она вообще теперь вся всмятку. Я тоже считаю виновными сотрудников дорожных служб и тех, кто их контролирует, - сказал Ардак.
После гибели людей проезд на злополучную дорогу со стороны поселка Тасшокы перекрыли-таки земляной насыпью. А по обоим краям обрыва вколотили столбики, на которых натянули веревочку с целлофановыми пакетиками.
Между тем счет жертв паводков сравнялся с прошлогодним ЧП в селе Кокпекты - в обоих случаях погибли по пять человек. Учитывая, что нынешней весной стихия порушила десятки мостов и размыла кучу автодорог, хочется надеяться, что никто больше не сгинул, сорвавшись с какого-нибудь не отмеченного предупреждающими знаками обрыва.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда