Страсти по сайге
В Амангельдинском районе Костанайской области, где вот уже пять дней действует режим ЧС в связи с массовой гибелью сайги, по состоянию на вчерашний день захоронили уже 40 тысяч туш этих редких животных! Прогнозируется, что эти цифры как минимум удвоятся.
Нынешний падеж сайги стал самым массовым за последние годы, и это вызвало большое беспокойство на всех уровнях - от ученых до чиновников и силовиков. Прокурор Амангельдинского района Аймурат ТЕНТЕКОВ возбудил в связи с этим фактом уголовное дело. По его словам, учитывая важность ситуации, необходимые экспертизы и досудебное расследование производятся в ускоренном темпе.
Местная, а вслед за ней и республиканская пресса, информируя о причинах и последствиях этого ЧП, поспешила сообщить, что за массовую гибель антилоп уже “назначены” ответственные. Ими якобы стали начальник Костанайской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства Марат БЕГИМБЕТОВ (на снимке) и его заместитель Михаил СОЛОМОНОВ, которые в результате лишились своих должностей. Однако это совсем не так.
По нашим сведениям, Соломонов был уволен по отрицательным мотивам еще 30 апреля в связи с вступлением в силу обвинительного приговора за совершение коррупционного преступления. Его начальник Бегимбетов ушел с поста 14 мая, пострадав все из-за того же Соломонова, то есть за грехи своего подчиненного. Так что массово гибнущие сайгаки здесь ни при чем.
Тем временем данные, распространенные костанайским ДЧС, говорят о 40 тысячах уже захороненных сайгаков. Еще 20 тысяч туш предстоит утилизировать - об этом вчера сообщила пресс-служба ведомства. Между тем животные в природном резервате “Алтын Дала” продолжают погибать. По оценке специалистов Минсельхоза, падеж сайги в Костанайской области может достигнуть порядка 80-85 тысяч особей. Размеры и скорость распространения бедствия можно оценить по динамике известных сведений: если 10 мая было обнаружено всего 117 погибших степных антилоп, то уже через день - 1800, затем эта цифра утроилась, к 18 мая мертвой сайги стало уже 10 тысяч, а спустя три дня - в четыре раза больше…
В работах по ликвидации ЧС задействованы 534 человека и 93 единицы техники. Люди должны в крайне сжатые сроки провести захоронение туш с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм, дабы предотвратить распространение инфекции. Ситуацию осложняет размер территории, на которой приходится работать, - более 16 тысяч гектаров! Основная версия случившегося пока та же: пастереллез, инфекция, которая считается смертельной для сайги. Но исследования продолжаются. “Ранее для осуществления мониторинга циркуляции инфекционных болезней в популяции сайгаков, обитающих на территории страны, и его профилактики научно-исследовательскому институту проблем биологической безопасности МОН РК было выделено 332 миллиона тенге. Но до настоящего момента причин внезапного и массового падежа сайгаков не найдено”, - отмечается в пресс-релизе Минсельхоза.
Посетивший Костанайский регион и побывавший на месте событий вице-министр сельского хозяйства республики Ерлан НЫСАНБАЕВ заявил, что специалисты пока не понимают, что послужило толчком к генерализации болезни. К разгадке этой тайны привлечены международные эксперты, которые тщательным образом исследуют пробы воздуха, воды, растений и почвы. Вчера в Астану прибыл представитель английского Королевского ветеринарного колледжа Ричард КОХ. К исследовательской работе привлечен представитель Франкфуртского зоологического общества (Германия) Штефан ЦУТАР. Ожидается, что по запросу нашего аграрного ведомства в работе примут участие и специалисты Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии.
Неутешительные новости приходят и из соседней Актюбинской области: обитающая там сайга тоже мрет тысячами. А 21 мая на границе Жаркаинского и Жаксынского районов Акмолинской области было обнаружено около тысячи мертвых сайгаков…
Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурсов, Костанай
Вместо P.S. Известно, что практически вся обитающая на планете сайга (до 90 процентов от общего количества поголовья) сегодня сконцентрирована на территории Казахстана. Сейчас популяция этих краснокнижных животных, без преувеличения, балансирует на грани жизни и смерти.