7103

Цугцванг Шахматиста,

Ернар МОЛДАЖАРОВ, он же шахматист.

или Как содержатель “цыпочек” стал “индюшатником”

На днях специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы приступил к изучению материалов под кодовым названием “Картель Южный”. Хотя речь в уголовном деле идет о довольно распространенном явлении - сбыте наркотиков в особо крупном размере, поражает сама схема преступления. По словам заместителя начальника ДВД Алматы по следствию Газиза НУРКАЕВА, в Казахстане еще не сталкивались с такой законспири-рованной организованной группировкой, умудрившейся без малого два года сбывать наркоту в южной столице и при этом ни разу не засветиться!

Видимо, по этой причине ход следствия был строго засекречен - ни в ДВД, ни в прокуратуре, ни в суде подробности этого расследования еще не озвучивали. Нам удалось выяснить, как действовала эта группировка и каким образом алматинские сыщики вышли на ее след.
… Еще в январе 2014 года алматинским полицейским сообщили: в городе появились молодые люди, торгующие особым сортом наркотиков - так называемой индюхой (см. “Восток - дело тонкое. Индюха...”, “Время” от 20.11.2014 г.).
Поначалу полицейские отмахнулись: мол, тут не Колумбия, а все южностоличные барыги стоят на специальном учете в управлении по борьбе с наркобизнесом (УБН) ДВД Алматы. Но поскольку сообщение поступило в ДВД и было зарегистрировано, оперативники начали проверку. И вскоре выяснили: в Алматы элитную дурь привозят из... Кызылорды. Но в этом регионе нет таких плантаций наркотиков! Выходит, нефтяной край используется как перевалочная база? Как выйти на поставщиков, курьеров, сбытчиков? Где найти их “ямы” и притоны? Ответов на эти вопросы у сыщиков не было...
Только в конце прошлого лета оперативникам удалось выйти на одного из потребителей. Парень согласился на сотрудничество. Он несколько раз созванивался с диспетчером, купил пару доз для себя, а еще одну приобрел уже под контролем оперативников. Разговор записали, но эксперты оказались бессильны: вместо привычного голоса человека, который можно было бы идентифицировать, говорил робот (позже во время следствия полицейские установят, что диспетчер использовал китайский телефон, который искажал голос владельца - будь то мужчина или женщина - до металлического).
Первый контролируемый закуп состоялся 19 сентября. Вошедший в доверие к диспетчеру сотрудник, нацепив на себя скрытую камеру, вышел из ДВД. Из расположенного неподалеку кинотеатра офицер созвонился с диспетчером и заказал три дозы зелья (группировка не мелочилась, и доза в ее понятии была не разовая, а полный спичечный коробок стоимостью около 100 долларов).
- Меня Арман зовут, Баха с тобой общался за меня, - сказал диспетчеру оперативник. - Братуха, отрава нужна.
Ответом было молчание. Технари в погонах, фиксировавшие этот разговор, явно расслышали шелест, похожий на перелистывание записной книжки. Минут через десять “робот” перезвонил, назвал номер счета в одном из коммерческих банков и стоимость товара. Деньги на счет поступили, закладка находилась во дворе одной из многоэтажек, на заднем колесе брошенной серой иномарки. Наркотик приобщили к уголовному делу. Чуть позже удалось установить организатора этой схемы, им оказался некий Ернар МОЛДАЖАРОВ.
По словам начальника отдела следственного управления ДВД южной столицы Мурата БАРАТОВА, это имя им знакомо: в прошлом Ернар был сутенером - держал молоденьких девиц нетяжелого поведения. Но последние пару лет он куда-то пропал. Ходили разговоры, что его проститутки перестали пользоваться спросом и приносить доход, поэтому Молдажаров свернул и этот “бизнес”...
Но какие-то сбережения у него остались, и Ернар (полицейские прозвали его Шахматистом за блестящий ум и умение принимать моментальные решения) решил переквалифицироваться. Таксист Канат ЖАКЫПОВ, раньше возивший девиц по адресам, стал развозить сестер Айжан и Эльмиру АШЫКБАЕВЫХ и их подругу Жадыру АЯЖАНОВУ по различным адресам, где “ноги” (так называли девиц оперативники) оставляли закладки. Еще один участник преступного синдиката Талгат ТАТТЫГАЛИЕВ стал курьером, выезжавшим за товаром в Кызылорду.
Ернар снял две квартиры - элитную, на проспекте Достык, под свой офис, а еще одну, по улице Каблукова - под мини-цех. Туда привозили наркотики, там же их расфасовывали и развозили по адресам. Фиксируя сотни телефонных звонков, полицейские ни разу не услышали слов “наркотик” или “индюха”. Сбытчики называли зелье “шишка”, “трава”, “отрава”. В самый “мастевый” день диспетчер принимал 200 (!) звонков от постоянных клиентов. А в “немастевый” - 50 звонков.
Вскоре полицейским удалось задержать 18-летнюю Арайлым О. (все эпизоды с ее участием выделили в отдельное производство, по­этому следователи не называют ее фамилию).
- Один из постоянных клиентов оказался настойчивым и закинул на карточку диспетчера нужную сумму. У него был второй телефон, подключенный к услуге “мобильный банкинг”. Но эта услуга отключилась, и Ернар отправил Арайлым на встречу с клиентом - забрать квитанцию с терминала о перечислении денег, - поделился с нами деталями операции подполковник Баратов.
По словам Мурата Баратова, лидер группировки частенько прибегал к помощи Арайлым. Судьба девушки оказалась непростой: в 7-м классе она вместе с мамой и сестрой ехала в такси и попала в аварию. Только Арайлым, получив сильные травмы, чудом выжила. В следующем году посадили отца, и девушка осталась одна. Вот тогда-то ее и приметил Ернар...
Пока полицейские собирали все доказательства, Молдажаров решил открыть теневой бизнес в Астане: благо и в столице потребителей “индюхи” среди золотой молодежи было немало. Ернар несколько раз ездил в Астану, тусовался в различных клубах, знакомился с потенциальными клиентами, изучал город и собрался снять несколько квартир. Деньги на это у него были: доход от продажи наркотиков, по словам заместителя начальника управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Алматы Даулета КАЗКЕЕВА, исчислялся десятками миллионов тенге. На один из банковских счетов только за три недели поступило почти 5 миллионов тенге. А таких счетов на подставных лиц было открыто несколько...
В ночь на 6 ноября 2014 года по шести адресам вы­ехали группы оперативного реагирования ДВД южной столицы. К ним присоединились сотрудники городской прокуратуры. Правда, далеко не все знали точно, куда и зачем едут. Каната Жакыпова брали в квартире на Каблукова. В последний момент парень узнал об аресте и, скрутив простыню, спустился на нижний этаж. Соседи уже укладывались спать, когда мимо них прошел незнакомый парень и вышел на площадку. Еще больший шок они испытали, увидев бегущих за ним двух спецназовцев в полном боевом снаряжении!
Группа захвата застопорила лифт, поэтому Жакыпову пришлось бежать вниз по лестнице, где его уже ждали. К счастью, обошлось без стрельбы. В квартире нашли около шести килограммов наркоты, аптечные весы, сотни пустых спичечных коробков и журнал, где “индюшатники” вели учет клиентов и проданного зелья. На первых допросах все задержанные признались в сбыте наркотиков в особо крупном размере, но после нескольких ночевок в камерах следственного изолятора хором ушли в отказ.
- Нам повезло, что во всех задержаниях и последующих допросах участвовали работники прокуратуры, они были в курсе всех деталей и поддержали обвинение по трем статьям: создание и руководство организованной преступной группировкой, сбыт наркотиков в особо крупном размере и легализация денежных средств, добытых преступным путем. К слову, это единственный случай, когда мы доказали легализацию преступных денег, - говорит полковник Нуркаев.
Но на этом проблемы полицейских не закончились. Злоумышленники перед самым арестом успели-таки разобрать телефон, по которому принимали заказы, и спустить детали в унитаз. Главный вещдок пропал! Сыщики обошли всех операторов сотовой связи и нашли похожий аппарат. Эксперты подтвердили: телефон снабжен устройством, искажающим голос. Правда, ожидаемых миллионов, полученных от торговли “индюхой”, следователи так и не нашли: во всех квартирах, включая офис, мини-цех и адреса, где жили члены группировки, были изъяты небольшие суммы - до 500 тысяч тенге. У подручных Ернара изъяли новенькие айфоны - каждый стоимостью 200-250 тысяч тенге, у самого Молдажарова - “тойоту-камри”, купленную в автосалоне за 43 тысячи долларов. И хотя в телефонных разговорах между собой члены группировки не раз хвастались наваром, называя цифры с множеством нолей, все их счета оказались пустыми...
Вопрос, куда ушли эти наркомиллионы (а в том, что они были, сомневаться почти не приходится), повис в воздухе. Но зная наши реалии, нельзя исключить: эти грязные деньги могут всплыть (причем, вполне легально!) в самых неожиданных местах...

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть