2235

Без ВАСС разберёмся?

“АрселорМиттал Темиртау” и военизированная горноспасательная служба ведут игру за деньги. На кону жизни горняков!

Ситуация в АО “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) напоминает бурлящий котелок. До сих пор “горячий бульон” оставался под крышкой: руководство компании, ссылаясь на финансовые трудности, лишь придумывало планы оптимизации производства и сокращало собственных работников. Но, похоже, под первую обжигающую волну попал карагандинский филиал государственного казенного предприятия ВАСС “Көмір” МЧС РК (военизированная аварийно-спасательная служба, обеспечивающая безопасность на шахтах). В этом году подписание  договора  АМТ с этой организацией затянулось, из-за чего уведомления о возможном сокращении получили около 500 горноспасателей.

По Закону “О гражданской защите” все опасные производственные объекты обязаны заключать договор с профессиональными военизированными аварийно-спасательными службами либо создавать аналогичную собственную структуру. Но в 2015 году топ-менеджмент АМТ решил сократить финансирование службы сразу на 50 процентов. Такой поворот событий васскомировцы назвали неприемлемым.
- Мы обслуживаем три шахты в Караганде, пять в Шахтинском регионе и Центральную обогатительную фабрику (ЦОФ) “Восточная”, - говорит директор карагандинского филиала ВАСС “Көмір” Геннадий СИЛИНСКИЙ (на снимке). - Наши услуги обходятся довольно дорого, поскольку мы содержим определенное количество сотрудников исходя из проводимых на шахтах АМТ объемов работ. В любой момент необходимое количество спасателей готовы выехать на место аварии. Кроме того, у нас имеются вспомогательные службы, лаборатории, медики. Они следят за безопасностью воздуха в шахтах, мониторят газовую обстановку. Еще есть специа­листы - токари и слесари, обслуживающие уникальное оборудование, которого нигде в республике больше нет. Когда в Карагандинской области работали 26 шахт, у нас было пять отрядов горноспасателей. Сейчас осталось только два. Больше оптимизировать штатную численность мы не можем, потому что нормальное выполнение аварийно-спасательных работ станет невозможным. Случись завтра беда - наших сил будет недостаточно. Придется обращаться за помощью к иностранным спасателям. Но когда “Арселор” готов выплатить только половину от необходимой суммы, нам, видимо, все-таки придется сокращать людей. Ведь только 20 процентов от объема финансирования составляют расходы на закупку ГСМ, приобретение материалов, коммунальные платежи. А 80 процентов - это зарплаты наших сотрудников. Почему мы должны срезать их оклады?
В “АрселорМиттал Темиртау” позицию горноспасателей не разделяют. Там считают, что их аппетиты непомерны и ежегодно растут. К примеру, в 2006 году за услуги ВАСС “Көмір” компания заплатила 212 миллионов тенге. В прошлом году сумма поднялась до 1 миллиарда 234 миллионов тенге. А с января этого года аварийно-спасательная служба запросила уже 1,5 миллиарда.
- Фактически деньги идут не за конкретные услуги ВАСС “Көмір”, а на содержание этой службы, - пояс­няет директор управления по охране труда и технике безопасности угольного департамента АМТ Яков МАЙЕР (на снимке). - Потому что при возникновении аварийных работ их сотрудники получают совсем другие деньги, причем в четырехкратном размере. К примеру, в позапрошлом году всего за пять дней работ по ликвидации аварии командиру отряда был начислен оклад, равноценный месячной зарплате главного инженера шахты. Мы не против выплачивать большие деньги этим людям. Но только тем, кто конкретно спускается в шахту. Проблема в том, что “Арселор” и ВАСС “Көмір” по-разному воспринимают понятие “спасатель”. На наш взгляд, это непосредственно боец, который идет под землю и рискует своей жизнью. А они включают сюда и водителей, и сотрудников лаборатории, работающих на поверхности. При этом они приравнивают уровень зарплаты своего спасателя к уровню окладов наших горнорабочих 5-го или проходчиков 6-го разряда. Отталкиваются от среднего заработка работников угольного департамента в размере 180 тысяч тенге - и в итоге выходит умопомрачительная сумма! Мы с этим не согласны, потому что степень риска у этих людей абсолютно разная. Горнорабочий спускается в шахту 20 раз в месяц, в то время как спасатель на территории отряда занимается спортом или получением знаний. Их инженеры посещают шахты от одного до пяти раза в год, а хотят получать наравне с нашими начальниками участков. Это несоизмеримые величины! У нас снизилась добыча угля, упала реализация продукции. Мы не можем пойти на такие расходы, когда сами еле дышим. В 2008 году мы взяли перед правительством нашей страны обязательство по безвозмездному переоснащению ВАСС “Көмір” оборудованием. С тех пор было затрачено 750 миллионов тенге, и буквально вот-вот мы передадим оборудование еще на 60 миллионов тенге. Тем самым свои обязательства мы выполним в полном объеме. Конечно, можно бездумно заплатить полтора миллиарда горноспасателям. Но тогда нам придется увольнять людей со своих шахт. И что в таком случае шахтеры про нас скажут? Мы не вправе давать советы руководству ВАСС “Көмір” об оптимизации расходов. Они должны сами определиться. Но, по нашему мнению, их структура на 80 процентов должна состоять из непосредственно спасателей и на 20 процентов - из руководящего и вспомогательного персонала. Сейчас же у них спасателями числятся 250 человек, а еще 215 - административный аппарат. А взять, например, расходы на бензин. Командиру отряда ежемесячно выделяется топливо на тысячу километров. Но он за год на шахту всего четыре раза ездил. Куда все остальное уходит? “Арселор” готов выделить ВАСС “Көмір” 617 миллионов тенге. Однако их эта сумма не устраивает.
Пока идут споры, горноспасатели не обслуживают шахты. И считают, что безопасность в них под большой угрозой. А в “АрселорМиттал Темиртау” утверждают, что ситуация под контролем внут­ренних служб и все необходимые меры безопасности соблюдаются.
За десять с небольшим лет на шахтах АМТ погибли 104 человека, и разве не тревожно, что память об этих трагедиях не заставляет администрацию АМТ и ВАСС “Көмір” прежде всего задуматься о безопас­ности простых работяг, а не выдвигать на первый план копание в кошельках друг друга? Вопросы о затратах на бензин и сокращении штатной численности спасателей, конечно, резонны. Но неужели жизнь и здоровье шахтеров ценятся дешевле?

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Когда верстался номер После вмешательства местных властей стороны все-таки пришли к компромиссу. В пресс-службе “Арселора” нашему корреспонденту сообщили, что вечером 7 апреля с ВАСС “Көмір” заключен договор на 2015 год по обеспечению безопасности и проведению спасательных работ на шахтах. Стоимость контракта 995 миллионов тенге, то есть горноспасатели получат на 600 миллионов меньше, чем планировали. Вопрос теперь в том, как урезанный бюджет скажется на качестве их работы. И нет гарантий, что в следующем году у них снова не возникнет схожих трудностей с получением финансирования от АМТ.

Поделиться
Класснуть