Осторожно, двери закрываются!
Лифты в Алматы - источник повышенной опасности. Ежегодно в южной столице около 10 человек получают травмы, в прошлом году официально зарегистрировали три несчастных случая - жертвы получили перелом позвоночника, ключицы и другие телесные повреждения.
Найти виноватых, а заодно и выход из многих проблем попытались представители лифтовых компаний Алматы на пресс-конференции.
Специалисты уверены: виной всему - некачественная работа сервисных молодых компаний в условиях отмены лицензирования инвентаризации и эксплуатации лифтов.
- Сегодня лифты находятся под надзором общестроительной лицензии, - прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора ТОО “АЛМАТЫ ЛИФТ” Максим ТЕЛИЦКИЙ (на снимке). - Но строительная компания не может отследить ни качество работы, ни квалификацию персонала. Зачастую она нанимает ту монтирующую лифты компанию, которая выиграла тендер. Чаще всего это компании-однодневки на основе ИП. Как только возникают проблемы, монтирующая компания просто уходит с тендера, и нет возможности ее наказать. В итоге возникает вопрос: кто должен отвечать?
Начальник отдела технического нормирования алматинского департамента по ЧС Еркин БАЙДОСОВ утверждает, что проблема безопасности лифтов больше не в их компетенции:
- Дело в том, что до недавнего времени в департаменте по ЧС существовало управление за контролем ЧС и промышленной безопасностью, при нем был отдел контроля по подъемным сооружениям. С недавних пор это управление перешло в другое ведомство. Теперь же мы рассматриваем только вопросы пожарной безопасности в ходе строительства, то есть уже после ввода лифта в эксплуатацию. А по пожарной безопасности у нас требований к лифтам как таковым нет.
Еще одна актуальная проблема, которую обсуждали участники встречи, - замена лифтов и их стоимость. Обслуживать лифт нужно каждый месяц, иначе через год-два он придет в негодность. Из 5000 грузоподъемников в Алматы 800 требуют замены. При этом каждый год устаревают около 200 лифтов, а меняют только 100. Сегодня обслуживанием лифтов занимаются кооперативы собственников квартир, а финансовое бремя, понятное дело, ложится на жильцов. Учитывая стоимость современных лифтов, они ищут то, что подешевле.
- Капитальный ремонт, модернизация лифтов, полная замена лифта стоят до 6 миллионов тенге. И это только один подъезд! - объясняет председатель ассоциации КСК Алматы Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ. - Конечно, у нас нет таких больших сумм, тем более чтобы платить их через каждые год-два.
Эксперты посоветовали жильцам обращаться только в те компании, которые зарекомендовали себя на рынке. Сегодня в Алматы около 50 фирм занимаются ремонтом, обслуживанием и заменой лифтов, однако, по мнению лифтовиков, только 15 из них имеют соответствующие опыт и навыки.
В итоге вопрос “Кто виноват?” так и остался без ответа. Участники встречи предлагают вернуть лицензирование либо ужесточить меры к сервисным компаниям, иначе случаи травм в лифтах будут происходить все чаще.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА,Алматы