Режим секретности,
или Почему алматинские полицейские не доверились прокурору
На минувшей неделе оперативники управления по борьбе с наркобизнесом (УБН) ДВД Алматы провели серию задержаний и изъяли из теневого оборота несколько сотен килограммов наркотиков (по предварительным подсчетам, на общую сумму более 40 миллионов тенге). Наш корреспондент выехал вместе с группой захвата на один из алматинских рынков.
Сообщение полицейского агента о новом канале перевозки наркотиков оперативники начали проверять в режиме особой секретности. Как выяснилось, не зря: не связанные между собой прошлогодние задержания крупных драгдилеров в Астане и Костанае оказались звеньями одной цепи. Правда, сами задержанные не знали всех подробностей и смогли рассказать следствию лишь о том, что наркотики фасуют в нескольких населенных пунктах Жамбылской области, на такси или автобусах доставляют на один из рынков Алматы. На барахолке наркоту загружают в фуры с китайским ширпотребом и везут в северные регионы страны для дальнейшего сбыта. Вскоре стало известно: как транзитный коридор наркодельцами используется рынок “Салем”. Но как вычислить конкретного таксиста и водителя автобуса, занимающегося перевозкой зелья, замаскированного под товары народного потребления? Тщательно проверять сотни машин не было ни времени, ни возможностей…
Под видом обычных покупателей на рынке высадился десант из управления по борьбе с наркобизнесом - офицерам предстояло среди сотен машин найти грузовик “скания”, зарегистрированный на костанайскую фирму. Именно в этом автомобиле наркодельцы планировали доставить зелье в Костанай. Тонированный микроавтобус без опознавательных знаков с бойцами спецназа на борту притормозил у входа на рынок. Искомый грузовик обнаружили у одного из оптовых складов: предприниматели загружали свои товары, рассчитывались с оптовиками - короче, занимались привычным будничным делом.
К грузовику подъехала старенькая “ауди”. Водитель о чем-то переговорил с водителем фуры и, открыв багажник, начал загружать обмотанные скотчем мешки. В считаные минуты спецназовцы окружили “сканию” и увидели в кузове семь больших баулов. Вскрыли - и точно: наркота! К каждому мешку была прикреплена бумажка с именем заказчика “товара” и номером мобильного телефона. Водителя “ауди”, само собой, тут же взяли в оборот. Выяснилось, что жителя Талгара по имени Габит наркоторговцы использовали, что называется, втемную: заплатили за доставку товара, выдав дурь за китайский ширпотреб. Правда, за каждый мешок китайского шмотья предприниматели обычно платят 2500 тенге, а Габиту забашляли в два раза больше. Бейбит, хозяин груза, предупредил Габита: мол, товар не из дешевых, поэтому и плачу вдвое. В мешки не заглядывать, груз доставить в Алматы на рынок “Салем” и собственноручно погрузить в “сканию”. Габит должен был взять у водителя грузовика квитанцию о получении товара, записать номер его мобильного и передать Бейбиту. Помочь оперативникам водила “ауди” больше ничем не мог: он не знал данных Бейбита, раньше с ним не пересекался, даже номера дома, где загружали его машину, не запомнил - только название улицы (Пушкина) в селе Кордай на границе с Киргизией…
Наркоборцы выехали в Кордай, группу возглавил начальник УБН полковник Азамат САДЫРОВ (на снимке). Полицейские быстро вычислили адрес Бейбита АБДЫКАДЫРОВА, но без санкции прокурора обыск не проведешь. А чтобы получить эту самую санкцию, пришлось бы показывать в кордайской прокуратуре все материалы, в том числе оперативные разработки. А ну как в районном надзорном органе работают родственники, друзья или просто знакомые того самого Бейбита? Тогда вся секретность операции коту под хвост…
Азамат Садыров позвонил в свое управление, объяснил ситуацию, и следователь ДВД поехал к прокурору Жетысуского района Алматы (на территории этого района находится барахолка) санкционировать постановление
на обыск. Все формальности заняли почти полдня, терять еще два-три часа на дорогу было непозволительной роскошью, и постановление отправили в Кордай по… факсу. Причем факсограмму оперативники УБН приняли в салоне по оказанию услуг сотовой связи - во избежание утечки информации они не стали даже заезжать в Кордайский РОВД.
Бейбит рассказал, что мешки ему передал малознакомый Галымжан из города Шу. Оперативники рванули туда и к вечеру установили адрес Галымжана. Следователю ДВД Алматы пришлось опять мчаться к жетысускому прокурору за очередной санкцией. Задержанный Галымжан ЖЫЛГАБЕК рассказал: ему принадлежат всего два мешка, хозяин остального товара - некий Нурзат БИКБАУОВ. Сейчас все трое уже арестованы с санкции суда и сидят в следственном изоляторе Алматы…
В ходе следствия выяснилось: Галымжан с приятелями заготавливали наркотики: марихуану косили, сушили, упаковывали под прессом в баулы и хранили в так называемых схронах. Когда поступал заказ, зелье привозили в Кордай, там маскировали среди других мешков с ширпотребом и, погрузив в такси или рейсовый автобус, отправляли на алматинскую барахолку.
Оттуда товар на фурах доставляли в центральные и северные регионы страны для конкретных заказчиков. Те, получив зелье и убедившись в качестве наркоты, отправляли поставщикам деньги - чаще банковскими переводами, но иногда и через тех же дальнобойщиков. Эта схема работала годами…
Причем ни многочисленные таксисты, которых использовали как курьеров, ни дальнобойщики, ни работники рынка “Салем” даже не подозревали, какой дорогой и опасный груз возят.
- По новому уголовному законодательству за сбыт наркотиков в особо крупном размере подозреваемым грозит от 10 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, - подытожил полковник Садыров.
По словам начальника УБН, проведенные задержания - это лишь начальная стадия секретной операции, направленной на ликвидацию крупной преступной группировки, специализирующейся на производстве, транспортировке и поставке наркотиков в Северный и Центральный Казахстан.
Вместо послесловия Недавно в алматинских ночных клубах начали распространять новую дурь - по содержанию очень напоминает марихуану. По словам экспертов, это новый синтетический каннабиноид, изготавливаемый в соседнем Китае. Наркоборцы уже разрабатывают нескольких крупных поставщиков, но привлечь их к уголовной ответственности нет никакой возможности - в так называемой сводной таблице наркотиков этого вида пока нет. А значит, нет и состава преступления. Между тем золотая молодежь (этот наркотик трудно назвать дешевым и доступным) просто уносится от этой дури - специалисты говорят, что двух-трех затяжек вполне достаточно, чтобы слететь с катушек. К слову, дурь китайского “пошива” вызывает сильнейшую зависимость. Впрочем, это тема для отдельного разговора…
Тохнияз КУЧУКОВ, Фото предоставлено пресс-службой ДВД Алматы, Алматы