1963

Не так страшен мигрант, как его малюют

Страшилки о том, как изменится жизнь простых людей после того, как Казахстан заполонят мигранты, массово бегущие из находящейся в экономической депрессии России, появились в СМИ в начале года. Большинство экспертов сходится в том, что таджикско-узбекская волна может накрыть нашу страну в самое ближайшее время и оказаться настоящим стихийным бедствием - ростом преступности и безработицы. Первым под ударом окажется, естественно, Алматы - наиболее перспективный город для любого иностранца, решившего подзаработать. При этом по миграционной ситуации в мегаполисе вполне можно судить и об обстановке в целом по стране.

- Ситуация начала меняться еще в прошлом году, - говорит заместитель начальника управления миграционной полиции ДВД Алматы Айдын БЕЛЬГИБАЕВ (на снимке). - Количество иностранцев, временно прибывших в наш город в 2014 году, увеличилось на 21,6 процента. Если в 2013-м в Алматы приехало почти 175 тысяч человек, то в прошлом году их было 212 757. Так что разница очевидна. Но ведь тогда в России еще не было проблем, и эти цифры нельзя объяснить лишь кризисом у соседей. Они связаны с тем, что в апреле прошлого года у нас заработал Закон “О легализации”, и мы начали выдавать разрешения на работу трудовым мигрантам из стран СНГ. До этого большинство из них зарабатывали у нас нелегально, и от них государству не было никакой пользы. И желающих получить такой документ оказалось немало: за прошлый год мы выдали семь тысяч первичных разрешений, это принесло в казну 87 миллионов тенге.
- Вы сами говорите, что в Алматы въехало более 200 тысяч человек, а разрешений было выдано всего семь тысяч. Откуда такая большая разница?
- Кто-то приезжает в гос­ти к родственникам, по делам, в качестве туриста. Плюс ко всему в прошлом году на 50 процентов увеличилось количество этнических казахов, которые вернулись на родину из Китая. Их приехало более 15,5 тысячи человек.
- А сколько мигрантов остается в тени? У вас есть такие цифры?
- Мы ежедневно работаем и привлекаем к ответственности нарушителей, но сказать, сколько их работает без разрешения, мы не можем. Вообще люди достаточно часто нагнетают обстановку вокруг этой ситуации. Говорят, мигранты часто совершают преступления, чуть ли не громят все подряд. Я всегда спрашиваю: откуда вы это взяли? Судите сами: в прошлом году в Алматы было зарегистрировано более 60 тысяч преступлений, из них только 415 совершили иностранцы. Это 0,7 процента от общего числа - капля в море.
Больше всего иностранцев в Алматы приезжает из Узбекистана, в прошлом году их было 87 тысяч. Это для южной столицы вполне традиционный показатель. Дальше в списке - представители Турции и Киргизии - более 24 тысяч - и 8,5 тысячи китайцев. Таджиков, заполонивших Россию, в этом списке нет. Возможно, пока. Но миграционщики давать какие-то прогнозы не готовы. Они говорят, что судить о том, насколько изменилась ситуация, можно будет лишь в конце года, когда появится конкретная статистика. Но в то же время отмечают, что пока массового увеличения потока мигрантов не наблюдают.
- Недавно известный политик Гани КАСЫМОВ предложил создать в Казахстане отдельный орган, который будет контролировать миграционные потоки. Как вы считаете, действительно ли в нем есть необходимость?
- Эти слухи ходят давно, они были и 10 лет назад. И, как правило, о подобных предложениях нам рассказывают журналисты. Но еще никогда не поступало официальной информации о том, что возможно создание такого органа, как, допустим, Федеральная миграционная служба России. Нет ее и сейчас.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть