4596

Шаг вперёд и два - назад

Недавно героя нескольких наших публикаций рудничанина Расима БАЙРАМОВА, пострадавшего в свое время от полицейского произвола и нашедшего защиту в Комитете ООН против пыток, среди бела дня едва не похитили... люди в полицейской форме.

Примерно в 18 часов я шел домой мимо рудненской прокуратуры, - рассказывает Ра­сим. - Неподалеку был припаркован черный тонированный ВАЗ-99, из которого выскочили два сотрудника - и ко мне. “Стой, - говорят, ты Расим? Ты у нас по ориентировке проходишь в деле о краже. Садись в машину, поедем разбираться”. Я отказываюсь, а они тут же перешли к угрозам: дескать, не сядешь - силком в машину запихаем. Я срочно набрал телефон мамы, сообщил, что меня пытаются куда-то увезти. Она мне посоветовала оставаться на месте, кричать, сопротивляться, но не садиться в эту машину. Я не успел сообщить ей адрес, где меня задержали. Мне приказали не двигаться, схватили за руки и попытались подвести к машине. Я уперся и потребовал прислать мне повестку, а не силком доставлять в ГОВД. Мне отвечают: “Что ты, умный такой?” - и пригрозили вызвать на подмогу других оперов. В конце концов меня закинули на заднее сиденье автомобиля и повезли в сторону ГОВД. По дороге один из полицейских с кем-то разговаривал по поводу меня, доложил, что я у них. Но по какой-то причине что-то там изменилось. Меня вдруг высадили посреди улицы и сказали: “Иди отсюда!”.

Расим считает случившееся провокацией, причем уже привычной. Нечто подобное обычно с ним происходит постоянно, когда обостряются вопросы, связанные с возможной реабилитацией Байрамова, которую потребовал от Казахстана Комитет ООН против пыток. Напомним: 52-я сессия этой организации вынесла решение в защиту казахстанца Расима Байрамова (см. “ООН уважать права заставит”, “Время” от 17.6.2014 г.). Нашему государству, нарушившему в случае с ним ряд положений Международной конвенции по правам человека, было рекомендовано провести быстрое и беспристрастное расследование факта пыток и загладить вину перед своим гражданином.
Как только об этом стало известно, на Расима тут же наехали: организовали слежку, пытались доставить против его воли в ГОВД, ломились в дом (см. “Повестка из прошлого”, “Время” от 26.6.2014 г.). Новое обострение случилось, когда филиал Казах­станского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) обратился в интересах Байрамова в суд о взыскании с ДВД Костанайской области суммы морального вреда за пытки (см. “Дело на сто миллионов”, “Время” от 24.9.2014 г.).
И вот теперь очередной прессинг, причем накануне рассмотрения дела Байрамова в апелляционной инстанции по жалобе ДВД и протесту прокурора, а также с публикацией громкого заявления по поводу защиты прав Байрамова. Оно подписано 22 общественными организациями, в числе которых французские, бельгийские, польские, армянские, азербайд­жанские, грузинские, российские, белорусские, украинские и центральноазиатские гражданские правозащитные структуры. Среди наиболее известных - Хельсинкский комитет, Международная организация против пыток, Международная федерация за права человека.
- Наше заявление составлено в интересах правосудия, - разъясняет позицию подписантов директор костанайского филиала МБПЧиСЗ Анастасия МИЛЛЕР (на снимке). - Международные организации таким образом выразили поддержку судебному решению, согласно которому в пользу Расима с ДВД Костанайской области было взыскано 100 тысяч тенге. Нередко можно слышать: мол, правозащитники только критикуют. Но когда есть прогресс (а в случае с делом Байрамова он, несомненно, есть!), мы с радостью об этом говорим. Совместное заявление по поводу прогрессивного опыта Казахстана, принятое моими коллегами из разных стран, лучше всего это подтверждает.
В заявлении, в частности, говорится: “Решение Костанайского городского суда о присуждении Расиму Байрамову денежной компенсации, вынесенное в декабре 2014 года, несмотря на то, что судом была назначена столь низкая сумма, является важной вехой в обеспечении средств защиты жертвам пыток в Казахстане и заслуживает исполнения. В своем решении суд справедливо указал, что Казахстан обязан соблюдать принципы, закрепленные международными договорами в области прав человека и ратифицированные Казахстаном, а также выполнять решения по индивидуальным жалобам, вынесенные международными органами по защите прав человека”.
Однако предугадать, чем однаж­ды закончится история Байрамова, сложно: ведь интрига развивается по принципу “шаг вперед, два шага назад”. Очевидный прогресс в защите прав пострадавшего от пыток человека сменяется провокациями и даже отменой судебных решений. Кстати, совсем недавно прокуратура фактически расписалась в неспособности расследовать это “пыточное дело”: в конце декабря областной надзорный орган вынес постановление о прекращении уголовного дела. Адвокат Снежанна КИМ (на снимке) уже заявила об обжаловании этого акта.
- Ситуация проста до смешного: согласно решению Комитета ООН, наши правоохранительные органы были обязаны “провести надлежащее беспристрастное и независимое расследование и предать правосудию виновных”, - говорит адвокат Ким. - Факт пыток оспорить уже невозможно. Решение Комитета ООН носит обязательный характер. Но может ли наша спецпрокуратура его не выполнить? Это выглядит невероятным, но - смогла!..
Сам Расим воспринимает происходящие вокруг его скромной персоны события философски. А по поводу истории с очередным задержанием говорит:
- Думаю, это была психологическая атака, в результате которой как минимум пара седых волос на моей голове прибавилась. Ну а в целом - нормально…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

Поделиться
Класснуть