Трагедия над Шатырколем
В среду на месте катастрофы самолета Ан-2, разбившегося накануне в Шуском районе Жамбылской области, работала правительственная комиссия, возглавляемая первым заместителем министра по инвестициям и развитию РК Женисом КАСЫМБЕКОМ. Комиссия, в которую вошли также представители руководства региона, занималась выяснением причин авиакатастрофы, а также скорбными хлопотами по организации отправки тел шестерых погибших пассажиров и членов экипажа по их месту жительства.
Ликвидация последствий авиакатастрофы шла всю ночь, но самым тяжелым и ответственным моментом оказалось извлечение тел погибших из-под обломков. Этим по своему профессиональному долгу занимались бойцы оперативно-спасательного отряда (ОСО) ДЧС Жамбылской области МВД РК.
- Мы прибыли на место катастрофы в 20.50 и еще минут сорок ждали, пока завершат свою работу сотрудники полиции и криминалисты, - рассказывает заместитель руководителя ОСО Куаныш АБЫЛКАСЫМОВ. - Затем принялись извлекать тела погибших. Два человека лежали свободно, а остальные были придавлены и зажаты креслами, обломками, поэтому пришлось использовать специальное оборудование. Тяжелая, конечно, задача, мы ведь тоже люди, и сердца у нас не каменные… Надо сказать, тела были не слишком повреждены, что в подобных обстоятельствах большая редкость.
Настоящим чудом стало спасение четвертой пассажирки - главного геолога ПО “Балхашцветмет” Асем ШАЯХМЕТОВОЙ. Невероятно, но после падения самолета женщина сумела собраться с силами и сделать звонок на номер 112, попав в службу спасения Кызылординской области. Звонок запеленговали и по нему вычислили место падения воздушного судна - в районе рудника “Шатырколь”, в 45 километрах от села Толе би. Прибывшие медики доставили пострадавшую в городскую больницу города Шу, где она сейчас и находится.
- В межрайонном травматологическом отделении, куда поступила Асем Шаяхметова, работают опытные специалисты, и они делают все возможное для ее спасения, - комментирует ситуацию руководитель управления здравоохранения акимата Жамбылской области Салтанат ОМАРБЕКОВА. - Состояние больной с того момента, как она поступила, стабильно тяжелое, но без ухудшений. У нее тяжелые открытые и закрытые переломы крупных костей конечностей, ушиб со стороны позвоночника, сотрясение головного мозга, состояние травматического шока, но пациентка в сознании, контактна. Ей провели первичную обработку, прокапали кровь, и сейчас она находится на скелетной вытяжке. Ждем республиканских специалистов и держим связь с республиканской санавиацией, потому что, возможно, будем госпитализировать больную в более крупную клинику. Главное, пусть родственники не переживают: Асем Шаяхметова под нашим неусыпным контролем.
Кстати, вчера утром в палате ее навестили члены правительственной комиссии.
- Мы поблагодарили Асем за то, что она не растерялась и в экстремальных обстоятельствах нашла в себе силы сделать звонок в службу спасения, - сообщил нам по телефону находящийся сейчас на месте катастрофы и. о. акима области Бекболат ОРЫНБЕКОВ (аким Жамбылской области Карим КОКРЕКБАЕВ в данное время в трудовом отпуске). - А Асем выразила признательность за то, что быстро отреагировали на ее звонок и нашли рухнувший самолет. И попросила нас помочь всем ее коллегам и экипажу. Она еще не знает, что никто из них не спасся и она единственная выжившая…
Мы поинтересовались у Бекболата Орынбекова, найден ли черный ящик.
- Мы пока не в курсе, был он или нет, - последовал ответ. - Ведь это маленький самолет частной авиакомпании. Но поиски продолжаются.
Сейчас на месте крушения усиленно работают и правоохранительные органы, устанавливая причину падения самолета. Одна из возможных причин - густой туман при посадке, на который указывают очевидцы.
Планируется, что в ближайшее время тела жертв авиакатастрофы будут транспортированы по месту жительства погибших - в Караганду и Жезказган.
Галина ВЫБОРНОВА, фото предоставлено ДЧС Жамбылской области
Тем временем нашему корреспонденту в Караганде удалось встретиться и поговорить с Владимиром КРУЧЕМ - директором ТОО “OLYMP AIR” (на снимке), которому принадлежал разбившийся борт. Компания эта совсем небольшая: летный персонал до авиакатастрофы состоял всего из 10 человек. Полеты осуществлялись на пяти самолетах. Сегодня в Караганде это единственная фирма, работающая по мелким частным заказам. Основным ее заказчиком был “Казахмыс”. Предприятие OLYMP AIR доставляло в отдаленные точки не только командированных сотрудников корпорации, но и необходимые запчасти для ремонта различного оборудования.
- Что сказать про погибших ребят? Я их давно знаю, с тех пор как был командиром авиационного отряда в Караганде, - рассказывает Владимир Круч. - Потом мы стали работать вместе. Это прекрасные люди, хорошие специалисты, квалифицированные до всех тонкостей. Я понятия не имею, почему так случилось. Видимо, туман, плохие погодные условия… Собралось все в кучу - и произошла трагедия.
Со слов директора авиакомпании, разбившийся Ан-2 был изготовлен в 1973 году. В 2002-м он прошел капитальный ремонт на Актюбинском авиаремонтном заводе. Тогда он еще принадлежал “Казахмысу”. А спустя пять лет корпорация продала его OLYMP AIR.
- Мы купили всю необходимую аппаратуру для него, даже телевизор установили, - говорит Владимир Александрович. - Ремонтный срок для этого самолета еще не вышел, поскольку он очень мало летал. И в целом это был отличнейший самолет. Ведь алюминий, из которого он изготовлен, не гниет и не ржавеет. И всегда этот борт был технически исправен. Самая прогрессивная, я считаю, модель самолета: где хочешь - сядет, где хочешь - взлетит. За эти качества народ его прозвал “кукурузником”. Я сам на том руднике не был, но уже пообщался с коллегой, который совершал туда вылеты. Там была нормальная взлетно-посадочная полоса. “Казахмыс” там даже две ВПП соорудил - одну для Ан-2, а другую для Л-410. Я уже видел фотографии с места происшествия, но по ним трудно определить, что же там произошло. Можно лишь предполагать.
- Не могло быть так, что пилоты сажали самолет на свой страх и риск в тумане, стараясь избежать дополнительных затрат на топливо, ведь его расход увеличился бы в случае ухода на запасной аэродром?
- Мы с “Казахмысом” работаем по договорам. Они оплачивают наши услуги только по факту выполненных работ. В случае дополнительных затрат с нашей стороны мы не увеличиваем стоимость услуги. Если самолет вошел в сильный туман, то он должен был уйти на запасной аэродром, то есть вернуться в Балхаш. По всей видимости, ребята и пытались это сделать. Но что воспрепятствовало развороту, сказать сейчас сложно. Они просто попали в форс-мажорную ситуацию.
Владимир Круч также отметил, что в конце минувшего года OLYMP AIR проверялся республиканским Комитетом гражданской авиации. 26 декабря авиакомпании выдали сертификат, разрешающий выполнение авиационных работ сроком на три года.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда
20 января 2015 года в результате крушения самолета Ан-2, следовавшего по маршруту Балхаш - Шатырколь,
погибли три сотрудника компании “Казахмыс”
Толеубаев Габит Толеубаевич, 28.09.1978 года рождения, директор Департамента технического развития ТОО “Корпорация Казахмыс”. Трудовая деятельность Габита Толеубаевича в корпорации началась в 2000 году, сразу после окончания Жезказганского университета им. О. А. Байконурова по специальности “Подземная разработка месторождений полезных ископаемых”. Габит Толеубаев в разные годы занимал различные руководящие должности в компании, до назначения на должность директора Департамента технического развития ТОО “Корпорация Казахмыс” он возглавлял Нурказганский производственный комплекс. Габит Толеубаевич был добрым семьянином, искренним и отзывчивым человеком, высокопрофессиональным специалистом, а также опытным руководителем. У Габита Толеубаева остались жена и четверо детей.
Ибраев Ербол Бейшович, 01.01.1974 года рождения, главный механик ПО “Балхашцветмет”, ранее занимал должность главного механика Шахтопроходческого треста им. Г. Омарова. В 2000 году Ербол Бейшович окончил Жезказганский университет им.Байконурова по специальности “Автомобили и автомобильное хозяйство” и в 2013 году - Карагандинский государственный технический университет по специальности “Экономика”. Начал свою трудовую деятельность в “Казахмысе” с 2002 года. Ербол Бейшович запомнится коллегам как человек доброй души, готовый в любую минуту прийти на помощь, и мастер своего дела. У Ербола Ибраева остались жена и четверо детей.
Есмаганбетова Улбазар Хамиевна, 16.05.1968 года рождения, начальник отдела технического и инвестиционного планирования ПО “Балхашцветмет”, ранее занимала должность начальника ОТ и ТП рудника “Жомарт”. Трудовую деятельность в корпорации начала в 2001 году. Получила высшее образование по специальности “Маркшейдерское дело: горный инженер - маркшейдер”, окончив в 1991 году Казахский ПТИ. Улбазар Хамиевна была отличным специалистом, профессионалом своего дела, добропорядочным и жизнерадостным человеком. Она с легкостью ладила с коллегами и всегда была готова прийти на помощь. У Улбазар Есмаганбетовой осталось двое детей.
Мы скорбим вместе с родными и близкими погибших. Светлая память всегда будет храниться в наших сердцах.
Руководство и трудовой коллектив ТОО “Корпорация “Казахмыс”.
Руководство и трудовой коллектив ТОО “Корпорация “Казахмыс” выражают искренние соболезнования родным и близким в связи с невосполнимой утратой - кончиной директора Департамента технического развития ТОО “Корпорация “Казахмыс” Толеубаева Габита Толеубаевича, главного механика ПО “Балхашцветмет” Ибраева Ербола Бейшовича и начальника отдела технического и инвестиционного планирования ПО “Балхашцветмет” Есмаганбетовой Улбазар Хамиевны, погибших в результате крушения самолета Ан-2.
Коллектив ТОО “Корпорация “Казахмыс” выражает искренние соболезнования родным и близким погибших сотрудников экипажа самолета - командира В.Г. Клюшева, второго пилота В.П. Савельева и борт-механика В.И. Литвинова.