16264

Нас раздевающий обман

В конверт вложено огромное количество рекламных листовок, чтобы клиент не сразу нашел условия договора.

“Акция! Выиграйте миллион! Розыгрыш автомобиля!” - подобные призывы подогревают предновогодний покупательский ажиотаж, так и заманивая бесплатным сыром... Ежедневно сотни людей попадаются на всевозможные уловки, заставляющие их добровольно расставаться со своими кровными в на­дежде получить нечто большее. 

“Клиент Суджанова Н., я официально заявляю, что вы стали получателем 4 500 000 тенге!”. Эта надпись сразу бросилась в глаза 89-летней алматинской пенсионерке Минель СУТЖАНОВОЙ, стоило ей открыть пришедший по почте на ее имя конверт со штампом “сообщение высокой важности”. Обалдевшая от неожиданного счастья бабушка стала перебирать находившиеся в конверте яркие листовки и наткнулась на написанное от руки письмо директора интернет-магазина “Мегги молл” Сергея ПОЛЕЖАЕВА. В нем он радостно сообщал пенсионерке, что она является одним из лучших клиентов компании, хотя Минель Арчеровна ни разу ничего не заказывала ни в “Мегги молл”, ни в других интернет-магазинах, поскольку попросту не умеет этого делать - и поэтому была выбрана победителем акции с главным призом в 4,5 миллиона тенге. Полежаев сетовал, что не может лично подготовить необходимые документы и приехать домой к “Суджановой Н.”, так как улетает в командировку во Франкфурт, и предлагал ей самостоятельно заполнить бумаги и прислать ему в офис. Дальше - больше: яркие рекламные проспекты внутри конверта предлагали пенсионерке получить дополнительный подарок - фотоаппарат Canon или его денежный эквивалент в размере 150 тысяч тенге, заказав что-нибудь по каталогу “Мегги молл” (а продавались там елочные игрушки, часы, украшения, постельное белье, посуда и т.д.) на сумму 5 тысяч тенге. Чтобы получить еще 250 тысяч тенге, Минель Сутжанова должна была заказать товар на 7 тысяч тенге. А в благодарность за быстрый заказ в течение трех дней бабушке обещали электрочайник и блинницу Tefal!
Эйфорию от такого аттракциона невиданной щедрости нарушили родные пенсионерки, заподозрившие неладное. Когда материалы попали к нам в редакцию, мы стали искать информацию о “Мегги молл” и нашли очень много отзывов потребителей о нем во Всемирной сети, особенно в Рунете, поскольку и сам интернет-магазин, и компания, осуществлявшая рассылку - ООО “Почта сервис”, зарегистрированы в России. Пользователи писали, что заказывают товары коробками, но никаких призов не получают. К примеру, на сайте Pravoved.ru, где все желающие могут получить консультацию юристов, мы нашли с десяток писем, касающихся акций “Мегги молл”. Вот одно из них:
“Здравствуйте! С апреля месяца приходят сестре письма от “Мегги молл”, якобы она является победителем. Сначала была призовая сумма 2 700 000 тенге, всякие различные премии, и все это должно было быть вручено 30.09.2014 г., что не было осуществлено. С каждым разом суммы увеличиваются, в настоящее время приз дошел до суммы 4 500 000 тенге и якобы выплатят 25.12.2014 г. В письме написано, что она является победителем вышеуказанной суммы благодаря последнему заказу, однако они же пишут, что нужно еще что-то заказать и только потом они откроют счет. В каждом письме просят указать данные для открытия счета, спрашивается, зачем? Сестра все заказывает и заказывает... Что делать? Гульден, Новосибирск”.
Ответ юриста Кирилла НАЗАРОВА из Ижевска был лаконичен:
“Это все обман, был уже миллион подобных вопросов. Это их схема, чтобы люди заказывали и заказывали, чтобы эта фирма зарабатывала. Нужно прекратить заказывать и перестать верить в то, что можно что-то там выиграть”.
Мы также попросили известного адвоката Джохара УТЕБЕКОВА ознакомиться с содержанием конверта, который получила Минель Сутжанова. Он обратил внимание на следующее: во-первых, в имени и инициалах получателя сделана ошибка, которая позволяет в случае претензий и разбирательств заявить: письмо было адресовано другому человеку. Во-вторых, на письме Полежаева вверху мелким шрифтом написано: “В случае признания вас победителем мы можем сообщить вам следующее...” (выделено редакцией). А
в-третьих, условия акции написаны на внутренней стороне конверта, и найти их может далеко не каждый. И сказано там, что ООО “Почта сервис” проводит маркетинговую акцию, все участники которой условно называются победителями и в случае заказа товара на определенную сумму могут участвовать в розыгрыше главного приза. При этом компания оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в условия акции.
- В конверте очень много различных обращений и документов, из которых у потребителя создается ложное ощущение, что он уже выиграл 4,5 миллиона тенге и дополнительные призы, - говорит Джохар Утебеков. - Но, прочитав то, что написано очень мелким шрифтом, мы можем узнать, что ограничения все-таки существуют. А если прочитать условия акции, которые можно найти только при большом старании на внутренней стороне конверта, то становится понятно, что победитель - это условный термин, а фактически это всего лишь участник маркетинговой акции ООО “Почта сервис”. И компания эта абсолютно ничего не гарантирует и не обещает. Юридически, на мой взгляд, их действия балансируют на грани мошенничества. В любом случае они вводят потребителя в заблуждение, и здесь надо искать состав административного правонарушения - обман потребителей. А еще я вижу признаки того, что по нашему законодательству относится к недобросовестной конкуренции.
- Откуда, как вы думаете, компания узнала адрес Сутжановой? Она ведь ничего в “Мэгги молл” не заказывала.
- Телефонные базы данных есть в открытом доступе в Интернете.
- Это законно?
- Конечно, нет, это персональные данные, и они охраняются законом. Телефонная база - один из способов. Я уж не говорю о том, что и базы данных недвижимости на черном рынке можно достать.
- Что вы посоветуете нашим читателям, чтобы не попадаться на подобные уловки?
- Нужно внимательно читать все документы, особенно то, что написано мелким шрифтом. И помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Природа мошенничества такова, что используются какие-то корыстные мотивы людей. Но человек должен отдавать себе отчет в том, что просто так эти деньги не могли на него свалиться.
Минель Сутжанова не попалась на удочку ловкачей, однако не все казахстанцы могут похвастаться такой же проницательностью. По данным правоохранительных органов, мошенничество из года в год лидирует в рейтинге самых распространенных преступлений.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть