1665

Попытки искоренить пытки

В Казахстане менее двух процентов сообщений о пытках влекут за собой реальное расследование. Об этом вчера в ходе пресс-конференции, посвященной исследованию Коалиции НПО против пыток, сообщила директор костанайского областного филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия МИЛЛЕР (на снимке).

В рамках исследования было проанализировано 20 случаев, над которыми коалиция работала с 2008 по 2014 год, хотя жалоб на пытки или жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение от казахстанцев поступает, конечно, куда больше: 350-400 сообщений ежегодно фиксируют неправительственные организации, около 600 - государственные органы. Из них расследуют менее двух процентов, а до наказания виновных дело доходит и того реже. К примеру, из 20 кейсов, которые правозащитники взяли за основу своего исследования, только в четырех случаях были возбуждены уголовные дела, причем одно из них впоследствии было прекращено.
Изучив все 20 случаев, правозащитники пришли к выводу, что в основном пытки в нашей стране применяют сотрудники правоохранительных органов с целью получить признательные показания. Происходит это, как правило, в помещениях, официально не предназначенных для содержания под стражей, и в отсутствие свидетелей. Кроме того, с пытками человек сталкивается до или вне официального подтверждения факта задержания, из-за чего ему не разъясняются его права, он не имеет возможности сообщить близким о своем задержании, быть осмотренным врачом, пригласить защитника. Но даже если защитник имеется, это не всегда гарантирует задержанному безопасность.
Что касается заявлений о пытках, то вначале всегда проводится так называемая доследственная проверка, которую проводят сотрудники управления собственной безо­пасности того органа, на который жалуются заявители. И чаще всего эта проверка - кстати, носит она конфиденциальный характер - заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела.
- Расследования пыток часто не происходит, проводимые проверки носят поверхностный характер, - констатирует эксперт Коалиции НПО против пыток Татьяна ЧЕРНОБИЛЬ (на снимке). - Суды реагируют на сообщения подсудимых о пытках шаблонно как на попытку избежать ответственности. Что помогает в такой, казалось бы, безвыходной ситуации? Чем больше публичности, прозрачности будет в деле защиты жертв пыток, тем больше вероятность проведения надлежащего расследования.
В связи с этим Коалиция НПО против пыток разработала ряд рекомендаций, которые, по их мнению, могут улучшить ситуацию с применением пыток в нашей стране. Аналогичные рекомендации, только гораздо более расширенные, дают нашей стране и международные организации. Так, в середине ноября Казахстан представил в Комитете ООН против пыток в Женеве доклад о выполнении им положений конвенции против пыток. По результатам этого Комитет ООН против пыток разработал для Казахстана 70 рекомендаций, часть которых правозащитники в общих чертах озвучили на пресс-конференции.
В частности, передачу пенитенциарной системы в 2011 году обратно в ведение МВД назвали шагом назад и призвали вернуть ее под юрисдикцию Министерства юстиции, а медицинскую часть уголовно-исполнительной системы (УИС) передать в Минздрав. Кроме того, Комитет ООН рекомендовал Казахстану учредить независимый орган по проведению беспристрастного расследования сообщений о пытках, подчеркнув, что подобные расследования недопустимо поручать тому же органу, на который поступила жалоба. Комитет также выразил обеспокоенность по поводу того, что лица, осужденные за пытки, часто получают в нашей стране условные сроки, и рекомендовал назначать для них адекватное наказание. Обеспокоено международное сообщество и высоким уровнем насилия среди заключенных, причем зачастую давление на заключенных (в том числе и сексуальное насилие) другие заключенные осуществляют с подачи или молчаливого согласия администрации учреждения. В этом плане комитет рекомендует срочно демилитаризировать УИС и тщательно расследовать все сообщения о пытках и случаи внезапной смерти осужденных.
Подготовил свои рекомендации комитет и по поводу довольно распространенной практики членовредительства, которую казахстанские заключенные применяют в знак протеста против условий содержания. Казахстану рекомендовано считать членовредительство проявлением свободы выражения и исключить соответствующую статью из Уголовного кодекса. Нам также рекомендовали расширить перечень учреждений, которые подлежат мониторингу национального превентивного механизма, чтобы наблюдатели могли помимо пенитенциарных учреждений, психиатрических диспансеров и т.д. посещать воинские учреждения, детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых.
 

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть