“Железный клык” выйдет на свободу?
В конце сентября в Казнете появились сообщения о том, что маньяк и каннибал Николай ДЖУМАГАЛИЕВ, на счету которого минимум девять убитых женщин, якобы может быть выпущен на свободу. Мы решили прояснить, так ли это.
Кто распространил слух о том, что Джумагалиев может быть выписан из психиатрической клиники в поселке Актас Алматинской области, где он пребывает последние несколько лет, неизвестно. Однако на странице в “Википедии”, посвященной Джумагалиеву, есть следующие строки: “Доктора говорят о нем: “Поведение упорядоченное, больной спокойный. Охотно работает в отделении, помогая персоналу. Оснований о его опасности для окружающих у нас нет. Он спокойно может находиться в обществе и наблюдаться в обычной больнице”.
А вот цитата из интервью журналу Esquire.kz некой 51-летней Кундузай - психиатра Центра психического здоровья в Алматы, ранее работавшей в психбольнице поселка Актас: “Джумагалиева тоже теоретически могут выпустить, сейчас он абсолютно нормальный, но вряд ли хоть один суд пойдет на это: учитывая отношение общества, ни один судья не возьмет на себя такую ответственность. Кто захочет быть виноватым, если завтра он опять зарежет пухленькую блондинку?”.
На этом фоне масла в огонь подлила новость: найдена десятая жертва Джумагалиева. Актюбинские СМИ сообщили, что местные полицейские раскрыли дело 24-летней давности об убийстве студентки. Гульмирам МАРАТОВА в 1990 году заканчивала обучение в местном медучилище. Она сняла жилье в районе училища, однако через две недели в ночь на 28 июля 1990 года тело Гульмирам в арендуемой времянке обнаружил сын хозяев дома. Как говорится в материалах дела, поднятого из архива, молодой человек в ту ночь не мог заснуть из-за комаров и вышел во двор.
- Я увидел, что шторы во времянке не задернуты, как это делала Гульмирам, она же была очень стеснительной девушкой, - рассказал он на допросе. - Свет горел, и я заметил, что в комнате есть посторонний. Я на секунду замешкался, но в это время из домика вышел мужчина примерно 35 лет с ножом в руке и крикнул: “Не подходите, стрелять буду!”. У него был окровавлен рот, он убежал.
Молодой человек забежал в домик и едва не потерял сознание. На кровати находилось тело Гульмирам, а на полу лежала ее отрезанная голова, на которой были накручены бигуди.
Тогда по делу Маратовой так никто и не был задержан. Спустя десять лет после этого актюбинская полиция предприняла еще одну попытку возобновить расследование, однако из-за отсутствия не только в Актобе, но и во всей стране молекулярно-генетической экспертизы материалы по факту убийства Маратовой вновь отправили в архив ДВД Актюбинской области. И неизвестно, сколько бы еще пылилось это дело в архиве, но, как сообщили СМИ, один из актюбинских следователей прочитал газетный материал о знаменитом каннибале Джумагалиеве. Следователю показалось, что он уже где-то видел описание того, как у жертвы были срезаны мягкие ткани с тела, и вспомнил о деле Маратовой. Он запросил материалы из архива, и после обращения к руководству делу был дан ход. Полицейские подтверждают, что людоед уже сделал чистосердечное признание. Джумагалиев поверг в шок следователей тем, что до сих пор в мельчайших подробностях помнит убийство Гульмирам, совершенное 24 года назад. Как выяснилось, тогда он был в бегах, скрывался от милиции.
- В Актюбинск я приехал ближе к вечеру на поезде из Бишкека на один день, - признался Николай. - Возле одного из частных домов я увидел красивую девушку. Она стояла у ворот, и я сразу понял - это моя жертва. Я еле дождался наступления темноты. Потом пришел в тот дом, перелез через ворота, собаки не было. В пристройке была открыта форточка, через эту форточку я и проник в комнату.
Джумагалиев похвастался, что действовал настолько бесшумно, что девушка, спящая на кровати, даже не заметила его присутствия. Он погладил ее по голове, нащупал бигуди, волосы были еще влажными.
- В это время она проснулась, но я тут же перерезал ей горло, - вспомнил каннибал.
Изверг напился ее крови, затем снял с нее ночную сорочку и изнасиловал, после чего, как признался, “для создания общественного резонанса” отрезал ей голову.
На допросе ему показали несколько фотографий девушек, он безошибочно указал на Гульмирам...
Мы попросили главного врача Республиканской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением села Актас Адихана АЙДОСА разъяснить, что происходит с Джумагалиевым на самом деле.
- Читал этот бред! - сказал Айдос по телефону в интервью нашему корреспонденту. - Читаю очередную статью ваших коллег, и нет предела возмущению! Цитирую: “Пока Николай Джумагалиев доживал свой век в психушке и строчил письма “наверх” с просьбой казнить его: мол, жизни такой он дальше выносить не может, этим летом в ту же клинику приехал подставной персонаж. Его задачей было сдружиться с людоедом и выведать у него, не был ли он в Актюбинске в 1990 году. Ларчик просто открывался. Уже через время Джумагалиев как на духу со смаком выложил приятелю, как убивал студентку, пил кровь, насиловал и резал. Впрочем, Коля-людоед всегда даже гордился своей охотой на женщин. Поэтому при любом удобном случае делился с собеседниками подробностями”. К вашему сведению, Николай вообще не говорит о своих деяниях, которые он совершал ранее. Он ведет замкнутый образ жизни, с местным контингентом даже не разговаривает. Из-за таких журналистов-фантазеров Джумагалиев отказывается давать вам интервью.
По словам Айдоса, последние 18 лет Джумагалиев провел в лечебнице. Здоровье у него отменное. Ест четыре раза в день, любит фрукты и овощи. В свободное время ремонтирует магнитофоны. Хороший часовщик. Мечтает только о свободе. Более пяти лет живет в палате с такими же тремя больными, как и он. И никто к нему не подселял подсадную утку.
- Актасская психиатрическая лечебница - закрытое учреждение. К нам помещают душевнобольных людей, склонных к убийствам и прочим преступлениям, исключительно по постановлению суда. И сюда просто так, как в больницу, не приходят лечиться, - поясняет главврач больницы.
Опровергает он и сообщения о том, что актюбинские полицейские вышли на след Джумагалиева сами. По его словам, все было наоборот - это Джумагалиев сделал признание в убийстве.
- Два месяца назад он пригласил меня в палату и вручил готовое заявление на двух листах. Я взял это письмо и отвез в прокуратуру Алматинской области. Никаких подробностей экзекуции не было. Через некоторое время в больницу приехали полицейские из Актобе, - вспоминает Айдос. - И еще хочу добавить - лечащие врачи Николая не давали никому интервью и не делали заявлений о его состоянии типа: “…Больной спокойный. Оснований о его опасности для окружающих у нас нет. Он спокойно может находиться в обществе и наблюдаться в обычной больнице”.
По словам главврача, никто не отменял диагноз, поставленный Джумагалиеву в клинике Сербского много лет назад, а значит, он по-прежнему представляет опасность, и нет никаких оснований выпускать его из больницы.
Антон МОЛДИН, Актобе, Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Алматинская область