Следствие ведут... “битюки”
Нурлыбаю ОСПАНОВУ тяжело вспоминать о том, что происходило в 19-м кабинете Шуского РОВД.
На днях в Жамбылской области был задержан находившийся в межгосударственном розыске бывший оперуполномоченный Шуского РОВД Рустам ТАЛЫШХАНОВ. Вместе с коллегой Абзалом БАЙГУБЕКОВЫМ он обвиняется в пытках подозреваемых.
26 апреля два шабашника чинили крышу придорожного кафе на выезде из Шу: Нурлыбай ОСПАНОВ и Бекзат БУХБАНБАЕВ. Мужики торопились: хотели успеть настелить шифер до дождя, как обещали хозяйке Раисе КАРИБОЗОВОЙ.
В полдень спустились на обед. К ним подошла взволнованная Раиса: “Ребята, вы мой сотовый телефон не видели? Куда-то пропал…”. Работники пожали плечами: не видели, не брали. И предложили хозяйке позвонить в полицию. Вскоре прибыла следственно-оперативная группа из Шуского РОВД. Осмотрели место происшествия, опросили работников и обслугу и, не обнаружив следов кражи, уехали. А следом за ними в кафе заявился оперуполномоченный Шуского РОВД Абзал Байгубеков. Как потом выяснилось, “раскрывать преступление” его отправил другой оперуполномоченный - старший лейтенант полиции Рустам Талышханов: дескать, ты, молодой, поезжай на кражу и доставь сюда всех подозрительных лиц.
23-летний Абзал Байгубеков был молод не только по возрасту, но и профессионально: он всего-то месяц служил в органах внутренних дел и пока даже звания не имел.
“А ну спускайтесь!” - повелел Байгубеков работавшим на крыше Бекзату и Нурлыбаю. Те недоверчиво покосились на паренька без формы, утверждавшего, что он сотрудник уголовного розыска, и… остались на своих местах. “Сейчас ливень начнется, мы обещали хозяйке управиться до дождя”, - объяснили они свой отказ.
На подмогу юному оперу прибыли двое участковых. Пока один беседовал с жертвой кражи, другой вместе с Байгубековым полез на крышу, сопровождая свое восхождение отборным матом. Сняли оттуда возмущающегося Бекзата, скрутив ему руки. Нурлыбай ввиду накаляющейся обстановки предпочел спуститься сам.
Вскоре “подозреваемые” робко переступили порог РОВД, их провели по коридору к кабинету номер 19. Как только мужчины вошли внутрь, Байгубеков тут же защелкнул дверной замок за их спинами. За столом подремывал старший лейтенант. Поднял голову, оглядел вошедших и, не спрашивая их имен, грозно произнес:
- Где телефон? Признавайтесь, будет легче.
- Нам не в чем признаваться, - последовал ответ.
Рустам Талышханов - так звали старлея - будто этого и ждал: в момент проснувшись, он тут же очутился возле Нурлыбая и с ходу отвесил ему оплеуху.
- Не имеете права бить! - вступился за товарища Бекзат.
Следующий удар обрушился на Бекзата.
- У меня зазвенело в ухе, - рассказывает Бухбанбаев. - Я закричал: “За что?”. И получил еще один удар со словами: “Тебе еще мало? Где сотка?”. Я предупредил, что буду жаловаться. Но, похоже, мои слова Талышханова только раззадорили: он схватил меня за волосы и стал стучать моей головой об угол стола. Я как мог сопротивлялся. Тогда он схватил меня за грудки и попытался ударить затылком о стену. Но пострадала только моя спина. Это окончательно его вывело из себя, и с криком: “Закон, говоришь, знаешь?” - он изо всей силы стукнул меня головой о сейф…
Нурлыбай, наблюдая эту жуткую сцену и зная об увечье Бекзата - несгибающейся руке, попытался вмешаться:
- Не трогайте его, он и так богом обижен…
И тут же получил шлепок по губам - уже от Абзала. Изо рта пошла кровь.
А Талышханов не унимался: повалив Бекзата на пол, принялся его душить. Тот, собрав последние силы, издал пронзительный вопль, который наконец отрезвил садиста в погонах. Тут Нурлыбай вспомнил, что во время обеда на кухню заходил мужчина, заказывавший куырдак на вынос. Талышханов воодушевился: “Сейчас его доставят сюда, мы проведем очную ставку…”.
Кое-как в сопровождении Нурлыбая Бекзат добрался домой, там у него открылась рвота, он потерял сознание. Вызванная “скорая” доставила мужчину в больницу, где его экстренно госпитализировали с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей лица.
Врачи еще не успели забрать Бекзата, а Талышханов с двумя участковыми уже крутился у его дома. Сперва принялись обрабатывать Нурлыбая, чтобы он молчал о случившемся. В ход пошли известные афоризмы: “все мы - люди”, “из одного аула”, “какой мужчина без шрама”, “разберемся по-мужски”. Так на него насели, что тот согласился.
Но жена Бекзата Гульжан ТАЖИЕВА молчать не стала - обратилась с заявлением в районную прокуратуру. Началась проверка. И давление на пострадавших многократно усилилось: “Вам здесь жить, подумайте о детях”. В то же время Талышханов написал расписку, что до выписки Бекзата из больницы обязуется оказывать ему всяческую помощь.
В общем, добились от Бухбанбаева так называемого встречного заявления, в котором он отказывался от каких-либо претензий к полиции. Но как только это заявление появилось, осаждавшие его семью полицейские словно испарились! Более того, когда ухаживавшая за мужем Гульжан, между прочим, инвалид второй группы и мать пятерых детей, все же дозвонилась до Талышханова и напомнила ему о его обещании, в ответ услышала: “А вот я вас сейчас запишу, как вы у меня деньги вымогаете!”.
Бекзату между тем становилось все хуже. Обманутой женщине ничего не оставалось, как поехать в Тараз на прием к прокурору Жамбылской области Ернату СЫБАНКУЛОВУ, покаяться в написании обманного встречного заявления и попросить вывести на чистую воду оперуполномоченных с садистскими замашками.
9 июня прокуратура возбудила уголовное дело по части 2 статьи 141-1 - “пытки”. Начальник облуправления специальных прокуроров Жанмурат БАТЫРОВ (на снимке) выехал в Шуский район и прямо с утреннего развода забрал оперуполномоченных Байгубекова и Талышханова в районную прокуратуру на допрос. Те, конечно же, в один голос твердили, что и пальцем никого не трогали, а к вечеру… сбежали. Уезжая в Тараз, Батыров оставил в РОВД требование обеспечить явку подозреваемых в пытках в прокуратуру области.
Спустя некоторое время облпрокуратура получила ответ финпола, разыскивавшего исчезнувших оперов, о том, что поиск результатов не дал. Однако 20 июня Байгубеков сам явился в прокуратуру. Но не один - с адвокатом. Заявил, что готов дать показания. Подтвердил, что Талышханов действительно избивал и душил Бухбанбаева. Себя, любимого, естественно, всячески выгораживал...
Сейчас дело Байгубекова рассматривается в Шуском райсуде. Он находится на свободе под залогом. Скоро час суда настанет и для Талышханова.
Рустам ТАЛЫШХАНОВ (справа) на очной ставке с Бекзатом БУХБАНБАЕВЫМ (слева) и его супругой: “Я никогда никого не избивал”.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ и предоставлено пресс-службой ДВД Жамбылской области, Тараз
Вместо P.S. Прокурору Жанмурату Батырову удалось выяснить из полицейской сводки, что в тот же день, 26 апреля, при раскрытии кражи мобильного телефона “был установлен и задержан гр. А.”. В карточке учета заявлений указано, что “свидетельская база имеется, вещественное доказательство изъято”.
И еще одна деталь. Талышханов был задержан уже на следующий день после того, как о его розыске стало известно СМИ с подачи областной прокуратуры, уставшей ждать, когда полиция соизволит надеть наручники на бывшего оперуполномоченного.