4982

За державу обидно, господа верещагины!

На днях в газету “Время” пришло письмо за подписью главного специалиста отдела по борьбе с контрабандой таможенного поста “Кордай” Н. ДУЙСЕНАЛЫ, в котором он обвинил автора этих строк в нарушениях действующего законодательства, а также в опубликовании сведений, порочащих деловую репутацию казахстанских таможенников. Скажу сразу: я очень редко вступаю в переписку с читателями. Но в данном случае решил сделать исключение.

Напомню: 14 августа в нашей газете вышла моя статья “Тайна красных номеров”, в которой мы подробно рассказали о том, как безработный гражданин Киргизии Эдиль АВАЗБЕКОВ возил через таможенный пост “Кордай” контрабанду на автомобиле “тойота королла” с дипломатическими номерами D 091006. Как выяснилось, “статусная” иномарка принадлежит полномочному представителю Киргизии в Центральноазиатском региональном информационно-координационном центре по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств (ЦАРИКЦ) - высокопоставленному чиновнику государственной службы по контролю наркотиков (ГСКН) при правительстве КР полковнику Суйунбеку КАРАБЕКОВУ. А подозреваемый в контрабанде товаров ширпотреба Авазбеков оказался его родственником.
К слову, ЦАРИКЦ - полузакрытая правоохранительная структура со штаб-квартирой в Алматы, в нее входят представители силовых ведомств семи государств. При этом все страны - участницы центра на сухом берегу четко оговорили: дипломатическая неприкосновенность транспорт­ных средств организации не дает права использовать их в целях, не совместимых с задачами и функциями этой международной структуры. Но полковник Карабеков взял да и отдал ключи от “тойоты” своему родственнику. А тот, как мы уже писали, возил на дипломатической машине контрабанду. Эта иномарка с красными номерами D 091006 за четыре месяца 34 раза (!) пересекла государственную границу Казахстана. И все 34 раза авто никем не проверялось! В той публикации мы задались резонными вопросами: могла ли машина, имеющая статус неприкосновенности, провозить контрабанду регулярно? и только ли киргизский ширпотреб возили на алматинскую барахолку? Теоретически груз мог быть намного серьезнее.
Так что же конкретно возмутило автора письма - г-на Дуйсеналы?
“Прошу обратить внимание на недопустимость публикации сведений, раскрывающих силы, средства, методы, планы или результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности пограничной службы КНБ...” - пишет кордайский верещагин. Спрашивается, с каких это пор наши таможенники озаботились имиджем пограничников? Ведь в материале “Тайна красных номеров” нет ни слова о том, как пограничники или чекисты внедряются в среду контра­бандистов и наркобаронов, какие методы и технические средства при этом применяют, как именно разрабатывают шпионов и разоблачают агентов иностранных разведок - это действительно закрытая информация под грифом “секретно”.
Еще одна деталь, на которую нельзя не обратить внимание. По мнению г-на Дуйсеналы, мы нарушили закон, опубликовав сведения, раскрывающие его принадлежность к кадровому составу оперативных подразделений таможенных органов. Согласен, если вы служите в разведывательном управлении спецслужбы или, скажем, являетесь представителем 10-го, секретного департамента МВД, то ваши данные - служебная тайна за семью печатями. Но вы-то, уважаемый г-н Дуйсеналы, не “боец невидимого фронта”, а всего лишь чиновник таможни. Разумеется, вас можно считать стражем торговых границ, в чьи обязанности входят контроль за территорией поста, допрос контрабандистов, встречи с их адвокатами, экспертами, визиты к прокурору. Но при этом вы вполне открытая, публичная, можно сказать, персона. Наверняка десятки тысяч людей, переходящих через пост “Кордай”, знают о вас, по крайней мере, не меньше алматинских журналистов. О каких секретах после этого можно говорить?!
Что касается фотографий в статье, вы правы: фото- и видеосъемка на посту действительно запрещена. Но спешу вас успокоить: мы получили официальное разрешение в комитете таможенного контроля и по согласованию с другими компетентными органами с разрешения руководства таможенного поста, в присутствии сотрудника пресс-службы КТК Минфина сделали фотографии поста “Кордай”, где отображена работа не только таможни, но и других структур, расположенных на пограничном переходе. Как говорится, у нас все ходы записаны. А что касается “искажения событий и выставления в неприятном свете деятельности таможенников, подрыва деловой репутации таможенных органов” - здесь позвольте с вами поспорить. Репутация казахстанской таможни уже давно подорвана - да так, что мама не горюй! - вашими же коллегами: самое громкое в истории Казахстана “хоргосское дело”, приговор главному таможеннику страны Серику БАЙМАГАМБЕТОВУ, обвиненному в получении взятки - целой газеты не хватит, чтобы перечислить все “подвиги” наших бравых верещагиных. К слову, вы утверждаете, что “гражданин Авазбеков понесет заслуженное наказание, предусмотренное действующим законодательством”. Возможно. Но если кому-то и бить себя в грудь на эту тему - то уж точно не вам.
Ведь именно вы отпустили с миром подозреваемого в контрабанде, а теперь оперативники Кордайского РОВД вынуждены, говоря вашими же словами, проводить розыскные мероприятия -
сутками пропадать в притонах и “малинах” соседней Киргизии, чтобы найти Авазбекова и доставить к вам на пост, где вы наконец-то сподобитесь его “заслуженно наказать”. Так, что ли? В одном соглашусь с вами: производство экспертиз - довольно длительный процесс. Но это проблема экспертов. Многие ваши коллеги, выявив подобные факты, тут же делают громкие заявления на всю страну: мол, поймали контрабандиста, укрывшего от досмотра несколько граммов золотых изделий либо не задекларировавшего десяток тысяч долларов. А вы, столкнувшись с вопиющим фактом - под дипломатическим прикрытием, почему-то скромно промолчали. Скажите почему? Может быть, вас смутил высокий дипломатический статус родственника этого “конт­рабаса”?
И еще одно противоречие имеется в вашем послании. Вы говорите, что вместе с коллегами добросовестно выполняете служебный долг, однако “публикация вызвала в обществе недовольство и послужила поводом для разного рода слухов и комментариев в адрес сотрудников нашего поста. На электронной версии газеты “Время” опубликованы незаслуженные комментарии в наш адрес”. А уже в следующем предложении добавляете: “Автотранспортное средство с дипломатическими номерами под управлением Авазбекова, в принципе, можно было не останавливать, учитывая дипломатический иммунитет, которым оно пользуется”. Как прикажете вас понимать?!
Если вы “кадровый состав оперативных подразделений таможенных органов”, то вам не составило бы особого труда выяснить всю подноготную “тойоты” с красными номерами. Удалось же нам пробить информацию, что эта иномарка была куплена полномочным представителем Туркмении в ЦАРИКЦ Атагельды ЯЗЛЫЕВЫМ - кстати, с нарушением законов Туркменистана. Однако это не помешало покупателю, совершив сделку, повесить на “железного коня” красные номера и сбагрить ее Суйунбеку Карабекову. Кстати, совершив эту сделку, оба офицера нарушили законы - Язлыев не имел права продавать машину с дипломатическими номерами, не снятыми со специального учета, а Карабеков также был не вправе управлять этим автомобилем, оформленным на представителя другой страны. В довершение всего оба скрыли факт сделки от руководства ЦАРИКЦ.
По этому факту сотрудники центра провели служебное расследование и выяс­нили: изъятый товар не имел никакого отношения к ЦАРИКЦ, хотя и перевозился на машине представителя этой структуры. Как оказалось, водитель иномарки Авазбеков, которого вы подозреваете в контрабанде товара, тоже не имеет никакого отношения к Центральноазиатскому региональному информационно-координационному центру по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. А может быть, для вас все это - включая то, что полномочный представитель Киргизии Суйунбек Карабеков подтвердил покупку машины у своего коллеги Атагельды Язлыева и факт задержания в его машине контрабандного груза, - новость? В таком случае комментарии в ваш адрес - только цветочки...
А ягодки между тем впереди. Ведь это ваши сотрудники дали подозреваемому Авазбекову спокойно пересечь границу. И это благодаря вашей “добросовестности” придется тратить бюджетные деньги на командировки полицейских оперативников в Киргизию, и не только (возможно, искать Авазбекова придется в других странах). Объясните, почему в аналогичных ситуациях граждане вынуждены сутками обивать пороги ваших кабинетов, их транспорт водворяется на штрафную стоянку, груз  немедленно арестовывается, а тот же Авазбеков (хорошо, если он один) безнаказанно провозит контрабанду?
После таких действий “кадрового состава оперативных подразделений таможенных органов”, пользуясь словами героя культового советского фильма “Белое солнце пустыни” (фамилия которого стала нарицательным именем всех таможенников), действительно становится “за державу обидно”. На этом позвольте откланяться.

Тохнияз КУЧУКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

От редакции. Свое послание г-н Дуйсеналы завершает словами: “… Я от своего имени и других сотрудников таможенного поста “Кордай” предлагаю дать на страницах газеты “Время” опровержение об искажении событий, имевших место в написанной статье...”.  По закону любой гражданин может высказать свою точку зрения на страницах газеты. Мы полагаем, что, приведя дословно и весьма обильно выдержки из письма г-на Дуйсеналы, с лихвой реализовали это его право.

Поделиться
Класснуть