Экзотика рабства
Директор общественного фонда “Родник” Нина БАЛАБАЕВА (на снимке) обнаружила новую проблему, которая связана с “модной” тенденцией в определенных кругах общества, когда для работы с детьми и ведения домашнего хозяйства приглашаются люди из дальнего зарубежья. Как позже выясняется, порой это выглядит как обыкновенное рабство.
- Наше законодательство позволяет любому физическому лицу брать к себе на работу до пяти человек. Это лампочка, на которую могут полететь мотыльки. И летят! - рассказывает Нина Балабаева. - Некоторым казахстанцам хочется экзотики: почему бы не пригласить филиппинку? При этом не всегда соблюдаются договоренности со стороны приглашающей стороны. Уточняю: нашими гражданами.
Недавно мы столкнулись с одним из таких случаев.
Как только филиппинка прилетела в Алматы, хозяйка сразу забрала у нее паспорт - якобы для регистрации. Вместо гувернантки, как было оговорено изначально, иностранке предложили работу по дому. У приехавшей издалека рабочей, в принципе, не было выбора, как не было и доступа к Интернету, чтобы посоветоваться со своими близкими. Через неделю девушка напомнила, что она давала согласие на другую работу, а не на мытье полов и брусчатки у дома. Она также напомнила, что срок визы у нее истекает, и попросила отдать ей паспорт. “Дорогая, я на тебя потратилась - отрабатывай”, - услышала в ответ. Филиппинка смогла все-таки сбежать, обратилась в международную организацию миграции, и организация вышла на нас. Мы провели внутреннее расследование, посмотрели переписку девушки из Филиппин с хозяйкой. Она просит паспорт, та говорит: “Нет. Я паспорт отдам при условии, если то-то и то-то”. Переписку мы передали органам дознания. Помогли ей вернуться на родину, а она оставила нам в книге отзывов запись: “Вы навсегда останетесь в моем сердце! Пусть Господь благословит вас! Спасибо вам очень-очень, много-много!!! На филиппинском: MARAMING-MARANG SALAMAT.
- Бывают в нашем приюте и мужчины, - продолжает свой рассказ Нина Балабаева. - Вот один из последних случаев. Гражданина Таджикистана обещали вылечить, обеспечить материально его детей на родине. И человек больной, после инсульта, в возрасте поверил. Приехал в нашу страну совершенно легально, а здесь его заставили попрошайничать. С одной стороны, конечно, возникает вопрос к нему: дорогой, дожил до седин, почему ты веришь в сказки? С другой - надо признать: такие слова, значит, подобрали, и такие люди подобрались, что им захотелось поверить. А они сыграли на собственный интерес, потому что инвалиду больше подают. Так вот: этот больной из Таджикистана стоял с коробкой ежедневно с 7 утра до 17 вечера. Хозяева наблюдали за его работой, сидя в стороне, чтобы не убежал. Вечером его забирали, везли в автобусе в арендованную квартиру, где держали до утра во времянке. Так продолжалось 5 месяцев. Денег не давали, работал только за еду.
Случаев, связанных с трудовым рабством, за этот год у нас уже 15.
- Они все закончатся судами?
- Мы заинтересованы, как и правоохранительные органы, чтобы преступники сидели. Но жизнь диктует свои правила. К примеру, граждане Узбекистана приехали легально, а в Алматы их, грубо говоря, продали. Через месяц они сбежали, было возбуждено уголовное дело. Для сбора доказательной базы следствие идет два месяца. Четверо мужчин ждали четыре недели, участвовали в следственных мероприятиях, а потом сказали: да нам это не надо, нам нужно кормить семьи.
Вот если бы этим мужчинам во время следствия разрешили работать, отправлять деньги семьям и дождаться решения суда, преступники рано или поздно оказались бы на нарах. Но мужчины вынуждены были написать встречное заявление, что претензий не имеют, и мы им помогли вернуться на родину. Мы всегда работаем в формате потребностей нашей целевой группы.
И тот мужчина, которого заставляли попрошайничать, тоже написал встречное заявление о том, что он в отношении подозреваемых не имеет никаких претензий и настаивает на том, чтобы уголовное дело было прекращено.
- Вы же помогаете нашим соотечественникам, попавшим в трудовую эксплуатацию за рубежом?
- Сейчас это единичные случаи. Больше к нам приезжают из Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Единичные случаи - граждане России, Украины, Молдовы... Наших за границей стало значительно меньше, потому что только ленивый не найдет в Казахстане работу, и информационная кампания дает маленькие, но плоды. Да, если раньше у нас были возвращенки из Турции и Арабских Эмиратов, то в этом году ни одного случая. И такая тенденция радует.
Хельча Исмаилова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы