Письма издалека. Тайное становится явным
Расследование жестокого убийства Евгения АНТОНЕНКО (на снимке) близится к финишу.
В середине декабря прошлого года письмо из Америки от Оксаны АНТОНЕНКО, дочери рудненского предпринимателя, который был избит и похищен неизвестными, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Девушка молила прессу о помощи, чтобы заставить силовиков ускорить поиски и задержать преступников. Расследование, предпринятое журналистом “Времени”, во многом подтвердило заявления Оксаны, а на днях она поделилась с нами новыми сведениями об этой громкой криминальной истории.
3 декабря 2013 года Евгения АНТОНЕНКО похитили люди, напавшие на машину, за рулем которой тот находился. Среди нападавших были два кавказца. Вытащив из салона жертву, они быстро усмирили бизнесмена битами и тут же закинули в черный “хаммер”. Все это произошло средь бела дня на глазах у случайных прохожих. Охранники, нанятые Антоненко, были потрясены тем, как быстро все произошло: бизнесмен подъехал на машине к дому и вызвал охранника, а спустя минуту телохранитель увидел уже лишь пустую машину шефа.
Евгения Антоненко вывезли за город и зверски избили. Сама по себе ни одна из нанесенных ему травм не была смертельной. Однако человек, не получивший своевременной медпомощи, вскоре скончался. Преступники еще несколько часов возили его тело в багажниках разных машин, а после захоронили в пригородной лесопосадке. Черный “хаммер” два дня спустя был сожжен в соседнем районе. Это поначалу едва не сбило следствие с толку, однако оперативники все же сумели в сжатые сроки установить хозяина сгоревшей машины, найти тело погибшего и задержать нескольких людей, причастных к преступлению. Но далеко не всех, и уж тем более не главных.
Это и возмутило Оксану Антоненко, предавшую тогда огласке не только факт страшного преступления, но и странное поведение силовиков, которые дали уйти за границу тем, кого семья погибшего бизнесмена считает главными виновниками преступления.
Речь идет об Андрее КОВЕШНИКОВЕ и Александре ДЕМЬЯНОВЕ. Есть версия, что причиной криминальных разборок с их участием стала территория бизнеса, которую они не могли поделить с Антоненко. По другой версии, Ковешников задолжал Антоненко крупную сумму - 80 тысяч долларов. По словам самого Ковешникова, никаких причин для ссоры с Антоненко у него не было, а к его убийству он не причастен.
Последнюю версию я получил от самого Ковешникова. После выхода нескольких публикаций с материалами журналистского расследования этой темы бизнесмен вышел на связь со мной и даже согласился дать интервью (см. “Во глубине казахских руд”, “Время” от 1.5.2014 г.). Он сообщил, что ни от кого не скрывается, живет в российском Челябинске, время от времени общается со следователями из Казахстана, отвечая им на несложные общие вопросы. Однако после того, как стало известно, что фотографии Ковешникова и Демьянова размещены на сайте ДВД Костанайской области в разделе “Розыск”, наши контакты с ним прекратились.
В свою очередь Оксана Антоненко в письме утверждает: Ковешников по-прежнему чувствует себя вольно, а силовики боятся к нему подойти. “Партнеры по бизнесу и друзья не волнуются за судьбу Ковешникова, говорят, что все будет в порядке, все схвачено и после суда все выйдут (на свободу. - С.К.), - пишет Оксана. - Его люди продолжают преступную деятельность, все подручные на свободе. Действия банды Ковешникова - это насмешка над работниками прокуратуры, МВД и судьями Казахстана. Из-за горстки людей, прикормленных бандитами, люди, честно исполняющие свой долг, теряют лицо”.
Дочь погибшего бизнесмена сообщает и такие сведения, которые тянут уже на самостоятельную сенсацию. Так, она утверждает: “Несмотря на широкую огласку дела, из разработки исчезали вещественные улики, подделывались документы, были потеряны на несколько дней ключевые улики - окровавленное покрывало, найденное в офисе Ковешникова… Также конфискованные печати предприятия фирмы Ковешникова А.Л. пропадали из полиции, позднее были возвращены. По этому факту возбуждено уголовное дело. По материалам следствия, печати были переданы преступникам за 10 млн. тенге… и могли быть использованы бандой Ковешникова А.Л. для вывода активов”.
Подчеркну: официального подтверждения данных сведений добыть пока не удалось. Однако мы сочли необходимым процитировать этот фрагмент письма Оксаны Антоненко, чтобы дать возможность костанайским силовикам отреагировать на огласку шокирующих фактов.
Мы сумели получить и другие новые сведения о ходе расследования убийства Евгения Антоненко. Они касаются остававшихся неразрешенными до последнего времени принципиальных вопросов: что из себя представляют стороны конфликта? насколько организованы были их действия? и почему разговоры о “бандах”, “организованных преступных группировках”, “клановых разборках” все никак не найдут отражения в процессуальных документах?
Тем временем я отправил запрос в прокуратуру Костанайской области, в котором спросил: “Будут ли предъявлены подозреваемым обвинения по статье об ОПГ? Почему медлят с задержанием Ковешникова и есть ли у прокуратуры инструменты для ускорения работы полицейских?”. Надзорный орган, ссылаясь на нормы процессуального законодательства об исключительной компетенции следователя, переслал мой запрос в полицию. Вскоре оттуда пришел ответ:
“На Ваш запрос сообщаем, что… в отношении Ковешникова А.Л. возбуждено уголовное дело по ст. 235 ч. 1 УК РК “создание и руководство преступным сообществом (преступной организацией), а равно участие в нем”. В отношении обвиняемых Демьянова А.В., ПАНФИЛОВА С.М., ЯРЕМКО С.В., МАЦЕГОРА В.А. возбуждено уголовное дело по ст. 235 ч. 2 “участие в организованной группе”.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством решается вопрос о направлении уголовного дела в отношении Ковешникова в правоохранительные органы Российской Федерации для осуществления уголовного преследования”.
Напомним: номера уничтоженного огнем “хаммера” в ходе обыска были найдены у Панфилова. Яремко и Мацегора - люди, которые осуществляли слежку за Антоненко и принимали участие в сокрытии улик. Панфилов, Яремко и Мацегора сидят под арестом в костанайском СИЗО. Демьянов, спешно покидая после преступления Казахстан, был задержан российскими пограничниками за провоз огнестрельного оружия, но отпущен под подписку о невыезде и бесследно исчез.
Конечно, еще не ясно, каким будет окончательное обвинение и сочтет ли суд доказанной статью об ОПГ. Тем не менее дело уже подошло к финишу и, надо признать, не в последнюю очередь благодаря письмам из Америки.
Стас КИСЕЛЁВ, фото редакции газеты “Хорошее дело” и с сайта ДВД Костанайской области, Костанай