9028

Каникулы дяди Фёдора

Как остаться белым человеком, сидя на “Красном Востоке”?

Экс-министр внутренних дел Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ в очередной раз доказал, что слов на ветер не бросает. По инициативе экспертной комиссии республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при партии “Нур Отан” (который возглавляет генерал-полковник Сулейменов) сотрудники департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД проверили деятельность пенитенциарной системы Восточного Казахстана. Итог: сразу пятеро высокопоставленных старших офицеров юстиции были осуждены за злоупотребление должностными полномочиями. Их обвинили в крышевании осужденного на 18 лет за бандитизм Федора БЛИНОВА, который, отбывая наказание в колонии строгого режима, не без помощи “хозяев” этого режимного объекта умудрился 313 суток провести в... отпуске за границей! Причем так и осталось непонятным, за что конкретно рядовому зэку были предоставлены такие привилегии - ни в материалах уголовного дела, ни в приговоре суда нет ни слова о том, получали ли граждане начальники взятки за свое покровительство.

Эта давняя история началась еще прошлым летом, когда на заседании “Нур Отана” Каирбек Шошанович задал жару руководителям пенитенциарной сис­темы страны, шокировав собравшихся рассказом о вольных нравах, царящих в казахстанских колониях. Депутат Сулейменов привел десятки примеров коррумпированности сотрудников, не пожалел даже председателя комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД Бауржана БЕРДАЛИНА, который накануне столь важной встречи скоропостижно уехал в отпуск. Однако выступившие перед депутатами руководители КУИС шокировали их еще больше. Вместо того чтобы по-армейски взять под козырек - мол, виноваты, исправимся! - они стали жаловаться на... заключенных, которые ну никак не хотят жить по режиму. Мол, могущественные зэки свободно пользуются мобильниками в колониях, а средств, чтобы оборудовать все исправительные учреждения глушилками, в бюджете нет.
Высокопоставленные тюремщики слезно просили у мажилисменов десятки миллионов тенге - на эти самые глушилки. Депутат Омархан ОКСИКБАЕВ, экс-глава Счетного комитета, не понаслышке знающий истинную цену каждого тенге из казны, возмутился: ведь именно сотрудники КУИС заносят в колонии все запрещенные предметы! Не легче ли им в своих рядах навести порядок, чем глушить колонии (к слову, глушилки блокируют мобильную связь не только в зонах, но и в близлежащих населенных пунктах, что вызывает справедливое негодование местных жителей)?
Однако просители в погонах не растерялись, предложив еще один - совсем уж фантастический вариант: вокруг заборов колоний и следственных изоляторов по всей стране вырыть... глубокие и широкие рвы (!), чтобы родственники осужденных не могли перекидывать через забор запрещенные предметы. В Казахстане 75 колоний и 19 следственных изоляторов. Представьте, сколько дорожной техники понадобится, чтобы выкопать все “фортификационные сооружения”? А сколько тендеров нужно объявить на такой объем работ? Про откаты и прочие сопутствующие этим процедурам прелести можно даже не упоминать...
Так нет же - куисовцы предпочитают не разгребать уже существующие авгиевы конюшни, а создавать новые!
Справедливости ради скажем: после передачи пенитенциарной системы из Минюста в МВД порядка в этом специфическом хозяйстве стало побольше: администрации колоний начали чаще проводить обыс­ки, более тщательно проверять посылки и передачи, в которых нередко в зоны передают наркотики, деньги и другие незаконные “излишества”. Но вот что удивительно: факты коррумпированности и злоупотреблений полномочиями со стороны “хозяев” зон и их подчиненных стали расти как на дрожжах. За примерами далеко ходить не нужно.
Восточно-Казахстанскую область сами сидельцы называют “Красным Востоком”: порядки в зонах жесткие, администрация беспредельная, а спецпрокуроры, надзирающие за порядком в исправительных учреждениях, предельно суровые и неподкупные. Но генерал-полковник Сулейменов уверяет: это далеко не так. В подтверждение своих слов мажилисмен привел пример заключенного Федора БЛИНОВА, которому покровительствовали аж три начальника колоний, три их заместителя и два заместителя начальника областного ДУИС. Так вот, по данным Каирбека Сулейменова, осужденный Блинов, имея на руках паспорт, который, по идее, должен храниться в личном деле и находиться в опечатанном сейфе спецотдела колонии и выдаваться на руки только после освобождения его владельца, умудрился 10 раз (!) вылететь в отпуск в Россию. Об этом мы писали год назад в статье “Генерал Сулейменов - генералу Бердалину: Вы нарушили субординацию!” (см. “Время” от 6.6.2013 г.). В той публикации мы задались резонным вопросом: куда смотрели начальник департамента УИС Восточного Казахстана Талгат МОЛДАЖАНОВ и спецпрокуроры по надзору за законностью в исправительных учреждениях Омирбек ДАЕМБАЕВ и Сергей ФИЛИМОНОВ?
Как выясняется сейчас, полковник юстиции Молдажанов, до того как возглавил областной департамент УИС, был... начальником колонии, где отбывал наказание Федор Блинов. А спецпрокуроры вообще не ведали о том, что заключенный спокойно разгуливает по заграничным курортам со своим паспортом. Впрочем, обо всем по порядку...
23 января 2002 года Федора осудили к 18 годам заключения за бандитизм и покушение на убийство и отправили этапом в колонию строгого режима ОВ-156/20 в Усть-Каменогорске. Не могу сказать точно, как именно ублажил Блинов тюремное начальство, но факт остается фактом: за колючкой он жил на широкую ногу. Вот что удалось выяснить ревизорам из департамента собственной безопасности МВД.

Из материалов уголовного дела

“Замначальника по режиму и оперативной работе колонии 156/20 Серик ЕТЕКБАЕВ (напомним, начальником тогда был Талгат Молдажанов. - Ред.) знал, что Блинов 20 апреля 2011 года улетел в Россию к жене. Но не доложил куда следует, а поручил своим подчиненным прикрыть этот факт от различных проверяющих. Более того, по документам Блинова несколько раз откомандировывали из колонии строгого режима в колонии-поселения ОВ 156/13 и ОВ 156/22, где он и должен был находиться в качестве разнорабочего. Однако на рабочем месте его не оказалось. Начальники этих исправительных учреждений полковники юстиции Муратбек АБЕТАЕВ и Ержан АЙТ­БАЕВ, а также их первые замы Дулат ЖЕНИСКАНОВ и Жаркын ИМАЖАНОВ, вместо того чтобы поднять по тревоге весь оперативный состав на поиски беглеца, дали команды подчиненным: Блинова отмечать в журнале как отбывающего наказание, во время карточных проверок, где присутствуют руководители департамента УИС, его фамилию не называть, а если проверяющие все же поинтересуются, сказать им, что тот работает в колонии: мол, Блинов сейчас выполняет срочный заказ”.
Подчиненные выполнили приказ начальства на сто пятьдесят процентов: в табель Блинова ставили восьмерки, исправно перечисляли ему зарплату на карточку, которой пользовался... начальник отдела трудоустройства осужденных “двадцатки” Карим САДБАЕВ. Следователи ДСБ МВД и департамента финансовой полиции Восточного Казахстана, расследовавшие уголовные дела, установили: с карточки Блинова майор Садбаев снял в общей сложности 313 709 тенге, которые потратил на свои нужды. Покинув 20 апреля 2011 года стены колонии, Федор улетел отдыхать в Новосибирск на 25 дней. Вернувшись в колонию, он всего месяц спустя взял еще один “трудовой отпуск” и полетел отдыхать в Москву. Следователи подсчитали: самый короткий “курортный сезон” необыкновенного зэка длился 17 дней, самый продолжительный - 54 (прямо как у военных с 30-летним стажем)! Всего же “хозяева” и их первые замы подарили Блинову 313 дней вольной жизни. Правда, за какие красивые глаза, следствию выяснить так и не удалось: по крайней мере, ни в материалах уголовного дела, ни в приговоре суда нет ни слова о том, получали ли офицеры вознаграждение от заключенного.

Из материалов уголовного дела

“На следствии Жаркын Имажанов признался: контроль над Блиновым не проводился, потому что сменивший Молдажанова на посту начальника “двадцатки” Муратбек Абетаев лично приказал: Федора не искать, на еже-дневных трехразовых карточных проверках его фамилию не называть, а для ушей проверяющих подготовить следующую версию: Блинов - в колонии, проверка проведена по... телефону. Полковник Абетаев предупредил подчиненных, что эти вопросы решены с руководством областного ДУИС”.
Вы будете смеяться, но такая детская отмазка вполне устраивала и руководителей ДУИС, и специальных прокуроров, надзирающих за нравами в колониях. Свои показания Имажанов подтвердил и на суде, а вот Абетаев от всего открестился: мол, я никаких распоряжений заместителю не давал. И действительно, письменных подтверждений воли руководства Имажанов предоставить суду не смог. Оно и понятно: какой начальник станет собственноручно подписывать незаконный приказ? По такой же схеме от крышевания Блинова открестились еще два “хозяина” -
Молдажанов (когда началось расследование, он пересел в кресло начальника областного ДУИС) и Айтбаев. Более того, всю ответственность они переложили на своих заместителей - Етекбаева, Женисканова и Имажанова, которым следователи предъявили обвинение по статье 307 часть 2 УК РК. Уголовное дело составило несколько объемных томов, а приговор суда едва уместился на 102 страницах!

Из приговора суда

“Суд считает, что действия подсудимых Имажанова, Етекбаева и Женисканова органом предварительного следствия правильно квалифицированы по ст. 307 ч. 2 УК РК. Подсудимые, являясь должностными лицами, использовали свои служебные полномочия вопреки интересам службы, в целях извлечения выгоды и преимуществ для осуж­денного Блинова. По представлению следственной группы и.о. начальника ДУИС по ВКО подполковник Н. МУХАМЕДЖАНОВ предупрежден о неполном служебном соответствии, его заместитель О. БУДРИН освобожден от занимаемой должности.
Прокурор управления прокуратуры Восточно-Казахстанской области М. ЕСКАРАЕВ просил назначить наказание подсудимым Имажанову и Етекбаеву в виде четырех лет лишения свободы каждому с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Подсудимому Женисканову назначить наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком на два года, и на основании Закона “Об амнистии” от назначенного наказания освободить. Признать Етекбаева и Имажанова виновными и осудить каждого на два года условно. Судья городского суда № 2 М. КИСЛОВА, 30 октября 2013 года”.
Хотя все фигуранты этого дела так и не признали своей вины, более 40 свидетелей - среди них осужденные и сотрудники колоний, в том числе  представитель ДУИС по ВКО КАМБАРОВА, начальник службы авиационной безопасности АО “Аэропорт - Усть-Каменогорска” А. НИКИФОРОВ, начальник отделения пограничного конт­роля “Оскемен Авиа” К. КОЖАБАЕВ, и.о. командира в/ч №2098 Б. НУСУПБАЕВ и начальник главного управления собственной безопас­ности ПС КНБ РК А. СУРАГАНОВ подтвердили в суде: Блинов действительно неоднократно вылетал в Россию из Усть-Каменогорска. А в качестве доказательств предоставили десятки дисков с видео, где отчетливо видно, как зэк свободно проходит все проверки и улетает в Россию. Понятно, что ни служба безопасности аэропорта, ни сотрудники погранконтроля не знали: перед ними человек, которому свободный полет светит в лучшем случае в 2020 году - после окончания срока отсидки.

P.S. По данным вице-министра внутренних дел Амантая КУРЕНБЕКОВА, уголовное преследование Нурлана Мухамеджанова и Муратбека Абетаева было прекращено по амнистии.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Булыта Мустафина, Алматы

Поделиться
Класснуть