4003

Незваные хозяева

Новый пример странного правосудия довел костанайскую семью до протестной готовности совершить непоправимое…

Когда ссылки на одни и те же законы становятся основанием для вынесения диаметрально противоположных решений по одному и тому же делу - куда простому человеку податься? Семья Татьяны СЕВАСТЬЯНОВОЙ готовится к самому худшему. Пока это выражается в молчаливом протесте в четырех стенах. Что будет дальше, когда этих людей будут выселять из квартиры, даже представлять не хочется. Татьянина мать Вера СЕВАСТЬЯНОВА, по ее словам, готова в петлю лезть.
Севастьяновы - заложники не только судебных решений, но и сложной цепи обстоятельств, запутанных так, что в них сам черт ногу сломит. И сейчас получается, что исход этого дела зависит не столько от правильного применения закона, сколько от того, чья точка зрения победит: Севастьяновых или их противников. И любой результат до конца не будет хорош, потому что своя доля правды есть и на той стороне.

Дёшево, но сердито

Два года назад Севастьяновы купили трехкомнатную квартиру. Ухватились за низкую цену, потому что с деньгами было туго. Мать, продав свой дом в селе, тоже вложилась в это “предприятие”, чтобы переехать в город и жить вместе с детьми.
- Дешевизна продаваемого жилья объяснялась просто, - говорит Татьяна. - Квартира была в банковском залоге и готовилась к продаже из-за кредитного долга ее хозяйки Айгюн РУСТАМОВОЙ. Также эта квартира значилась в банке данных агентств по торговле недвижимостью. С Рустамовой мы встречались в банке, затем проверили все документы в органах юстиции. Все было чисто: банк подтвердил, что квартира заложена и будет продана за долги, иных притязателей на нее ни в каких других документах не значилось. Единственная деталь, которая нас тогда не насторожила, - Рустамова сообщила, что в квартире живет семья ее родственников по фамилии ГАБИБОВЫ. Я отдала Рустамовой под расписку 980 тысяч тенге, которыми она погасила долг в банке…
Арест с квартиры тут же был снят, полная ее стоимость выплачена прежней владелице, покупка оформлена нотариально, право собственности за Севастьяновой зарегистрировано в ЦОНе. Но Габибовы наотрез отказались покидать это жилье. А Рустамова на другой день после совершения сделки покинула территорию Казахстана.

Уйти, чтобы вернуться

Целый год длилась эта беда с вселением-выселением. С горем пополам Севастьяновым удалось доказать в судах различных инстанций свое право на приобретенную недвижимость. Габибовы покинули квартиру. Севастьяновы сделали ремонт. И вдруг… Габибовы добились пересмотра этого дела.
Вдруг выяснилось, что выходцы из Азербайджана Габибовы владели этой квартирой с 2003 года. Жилплощадь была оформлена якобы на подставных лиц: сами Габибовы не могли ее приобрести, будучи иностранцами без вида на жительство в Казахстане. Затем жилье несколько раз переходило из рук в руки соплеменников Габибовых, пока не оказалось в собственности той самой Айгюн Рустамовой, которая и продала его Севастьяновым.
- Правда, я до сих пор не понимаю, почему Габибовы, получив вид на жительство в Казахстане еще в 2005 году (!), так и не удосужились оформить права на квартиру в соответствии с требованиями закона, - удивляется Татьяна Севастьянова. - Вместо этого Рустамова берет под эту недвижимость кредит и находит способ его выплатить за чужой, то есть за наш счет! А Габибовы, получается, здесь ни при чем? Никогда не поверю, что они не знали о происходящем! Ведь банк присылал уведомления, предупреждал о готовящихся торгах. Почему же они заявили о своих правах лишь после того, как наша сделка с Рустамовой была оформлена, а с квартиры снят арест? Я твердо уверена: все это было сделано умышленно.

С ног на голову

Еще раз отметим: когда угроза выселения Габибовых из квартиры стала более чем реальной, они обратились в суд с иском о признании предыдущих сделок на квартиру мнимыми. То есть о том, что они, Габибовы, с 2003 года являются истинными собственниками, которые живут здесь уже 10 лет, изначально купили жилье на свои деньги, а Рустамова не имела права его продавать. Правда, вопрос о том, имела ли она право закладывать жилье в банк и брать кредит для Габибовых, так и остался висеть в воздухе.
С этими требованиями они дошли до Верховного суда, который направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Костанайского облсуда. Здесь-то и случился 180-градусный разворот в точке зрения на этот квартирный вопрос. Признаюсь, читая новое судебное решение, никак не мог избавиться от ощущений, что чудеса все-таки случаются: ведь теперь правота Габибовых признается ровно по тем же основаниям, по которым ранее им было отказано!
И вот сейчас уже Севастьяновы должны быть выселены. Получается, за то, что купили квартиру по закону. За то, что оплатили чужой кредит. За то, что отремонтировали это жилье. В общем, за то, что оказались порядочными людьми.
…И вот еще по поводу чего меня терзают смутные сомнения: а что было бы, если бы продажа этой квартиры прошла по другому сценарию? Если бы ее продал банк с торгов? Какие решения тогда были бы приняты нашим судом?

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть