Мимо кассы
Видеокамера четко зафиксировала, как мимо школы пробежали Андрей Танаков (первый слева) и Хаваж Мухадинов (с длинными волосами).
Охранник Андрей Сивченко: “Нас расстреляли. Олег убит, меня везут в больницу”
О дерзком нападении, случившемся осенним утром прошлого года, наперебой сообщали информационные агентства, писали газеты. Однако мало кто знает о том, что именно отняло жизнь у инкассатора Олега КРЫЛОВА и едва не стало причиной гибели его напарника - Андрея Сивченко.
В распоряжении редакции оказались копии материалов уголовного дела о нападении на инкассаторов двух ТОО - “Тревел Экспресс” и “Трансавиа”, которое 6 февраля 2014 года поступило в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы. Изучение следственных документов приводит к печальному выводу: болтун - находка не только для шпиона. Впрочем, об этом чуть позже...
26 сентября 2013 года. 8 утра, перекресток улиц Сатпаева и Желтоксан. Двое - Хаваж МУХАДИНОВ и Андрей ТАНАКОВ - внимательно наблюдают за темно-зеленой “тойотой кариной” с госномером А 486. Неподалеку притаился их общий приятель Сергей АВДЯКОВ. Именно в эту машину инкассаторы ТОО “Тревел Экспресс” и “Трансавиа” Олег Крылов и Андрей Сивченко с минуты на минуту загрузят крупную сумму наличных. Вот наконец появляются инкассаторы, один из них - с большой черной сумкой. Дождавшись, когда Сивченко передал ее напарнику и открыл дверцу иномарки, Мухадинов подбегает к Крылову с пистолетом в руке и требует отдать ношу. Инкассатор, не раздумывая, бросает сумку в арык и пытается выбить ствол у нападавшего. Раздаются хлопки выстрелов, и Олег Крылов падает замертво...
Тем временем второй грабитель - Андрей Танаков - открывает пальбу по Сивченко. Все происходит буквально за несколько минут, так что многочисленные свидетели не сразу понимают, в чем дело. Вот бывший спецназовец Сивченко, в которого Мухадинов и Танаков палят не переставая, падает на асфальт, но продолжает отстреливаться из травматической “Осы”. А несколькими секундами позже нападавшие, у которых кончились патроны, скрываются в окрестных дворах. Еще через несколько мгновений на месте преступления остаются лежать двое. Один, Олег Крылов, уже не встанет никогда... А чуть поодаль - в арыке - чернеет сумка с деньгами.
И тут застывшие, словно театральная массовка в немой сцене, свидетели оживают: кто-то вызывает полицию и неотложку, другие жгутами из автомобильных аптечек пытаются остановить кровотечение у раненного в бедро и грудь Сивченко. Андрей просит двух парней достать сумку из арыка и положить ее в салон “тойоты”. Только убедившись в том, что его просьба выполнена, Андрей нажимает кнопку на брелке автосигнализации и позволяет занести себя в карету “скорой помощи”. По пути в больницу звонит жене: “Нас расстреляли, меня везут в больницу, жди звонка”... и отключается. Позже находит силы перезвонить: “Меня везут в 4-ю горбольницу, а Олега убили...”.
Олег и Андрей - друзья и напарники - перевозили наличку “Тревел Экспресс” и “Трансавиа” последние шесть лет. У обоих за плечами служба в спецназе, работа в разных охранных структурах. Оба неплохо стреляют, владеют приемами рукопашного боя. Словом, в своем деле - профессионалы: для них ежедневный сбор выручки железнодорожных и авиакасс, разбросанных по всей южной столице, привычная, даже рутинная работа. А тут - как в боевике лихих 90-х! Позже Сивченко расскажет следователям: все произошло столь неожиданно, что он не запомнил лиц нападавших, разве что... длинные темные кудри одного из них.
А параллельно идет совсем другое “кино”. Танаков, добравшись до дома Авдякова, отдает ему ствол: Сергей после нападения обещал приятелям спрятать оба пистолета - ИЖ-78 и ИЖ-79, переделанные под стрельбу боевыми (позже при обыске дома Авдякова в ящике для инструментов сыщики найдут семь боевых патронов). Мухадинов, которого после неудавшегося нападения преследуют несколько мужчин - свидетелей нападения, забегает в школу на улице Желтоксан, где и попадает под объектив видеокамеры. Погоня почему-то поворачивает обратно, и Мухадинов, добравшись до проспекта Абая, садится в первый подошедший автобус. Проехав несколько остановок, Хаваж выходит в районе речки неподалеку от улицы Шевченко и выбрасывает пистолет во дворе дома. Обнаружив возле супермаркета женщин, предлагающих “экспресс-аренду” жилья, снимает квартиру на сутки. Одежду со следами пороховой гари сжигает в мусорном контейнере во дворе, на рынке поблизости обновляет гардероб и покупает машинку для стрижки волос (памятуя о школьной камере, запечатлевшей его “волосатым”). Однако ухищрения не помогают, и уже на следующий день Мухадинова задержали на арендованной квартире.
Из показаний Хаважа Мухадинова
“Мы хотели просто напугать инкассаторов и забрать деньги, но один начал сопротивляться. Я попытался вырваться из его рук, и в этот момент произошел выстрел - инкассатор упал на асфальт. Осознав, что он ранен, я отказался от умысла завладеть деньгами и сразу же убежал за Андреем Танаковым. О том, что они каждый день возят наличные, я узнал от знакомых. В связи с материальными трудностями решил завладеть деньгами. Пистолет Макарова с полной обоймой (ИЖ-78) у меня уже был - нашел ствол год назад и спрятал оружие на пустыре за своим домом. В четверг, 26 сентября, около 9.30 инкассаторы вышли с сумкой черного цвета и направились к “тойоте”. Я поравнялся с Крыловым и потребовал отдать сумку с деньгами. Крылов отказался и потянулся за своим оружием. Тогда я выстрелил ему в правую ногу, Крылов сразу же перепрыгнул через арык на тротуар. Между нами началась борьба, я выстрелил ему в грудь снизу и попытался выхватить сумку с деньгами, но Крылов откинул ее в арык...”
А вот другой участник неудавшегося вооруженного ограбления - Сергей Авдяков - изложил следователям хоть и не столь “героическую”, но куда более эпизодичную версию. По словам Авдякова, в начале октября прошлого года он, гуляя в парке, среди зарослей заметил... пистолет. Подержал оружие в руках и бросил находку обратно в траву, предусмотрительно обтерев своей кофтой.
Из материалов уголовного дела
“В этот же вечер Танакова встретил знакомый Магомед - за кружкой пива тот предложил сдать оружие в местное РОВД и получить вознаграждение. Но Сергея задумка приятеля не вдохновила, и возвращаться в парк за оружием они не стали. А 11 октября к Авдякову нагрянули оперативники... В общем, ни к ограблению, ни тем более к убийству он, Авдяков, будто бы не причастен...”
И тут на помощь сыщикам пришла алматинка Татьяна ВАСИЛЬЕВА, опознав в Сергее мужчину, бросившего пистолет в ее палисадник (см. “Татьянин день”, “Время” от 12.11.2013 г.). А позже и Андрей Танаков подтвердил следователям: именно он передал Авдякову засвеченный ствол, чтобы тот спрятал его. В ходе дальнейшего следствия Авдяков и вовсе изменил показания: никакого Мухадинова не знает, отношения к убийству инкассатора Крылова не имеет, к разбойному нападению на инкассаторов не причастен. Впрочем, любой следак подтвердит: это обычная отговорка для подозреваемого, за плечами которого - целый букет судимостей. К тому же вину Авдякова подтвердила и распечатка его многочисленных разговоров и СМС-сообщений с Танаковым и Мухадиновым - как за несколько дней до нападения, так и в то роковое утро и уже после неудачного ограбления. Тем не менее бывший “ходок” Авдяков до последнего пытался спрыгнуть и свалить всю вину на Танакова: мол, ствол принадлежит Андрею, он же напал на инкассаторов, а я - старый, больной человек, чье здоровье подорвано годами отсидки в колониях, и сейчас практически не вылезаю из постели.
Андрей Танаков свою вину признал частично: мол, он действительно незаконно хранил и носил при себе пистолет с тремя патронами, однако ни в какой сговор с Авдяковым не вступал. Да, хранил ствол у друга Сергея, но тот не знал, что пистолет переделан из газового под стрельбу боевыми патронами. Танаков наотрез отказался признать себя виновным в убийстве Крылова и покушении на убийство Сивченко: мол, мы с Мухадиновым хотели только напугать их стволами, чтобы забрать деньги. А когда те начали сопротивляться - пришлось палить. Что произошло между Мухадиновым и Крыловым, он не видел, сам стрелял в Сивченко, да и то только потому, что тот начал отстреливаться. Как заявил Танаков, у него не было никакого умысла ранить инкассатора, тем более убивать его...
Между тем следователи допросили и генерального директора ТОО “Тревел Экспресс” Романа ПАРФИРОВА. Тот рассказал, что на фирме работает около ста человек, компания занимается продажами авиа- и железнодорожных билетов, бронированием гостиниц, страхованием клиентов. Андрея Сивченко знает с детства - жили в одном дворе и поддерживали хорошие отношения. С 1 июня 2006 года Сивченко в “Тревел Экспресс” начал работать водителем, позже Андрея перевели на должность инспектора по безопасности в ТОО “Трансавиа”. Олега Крылова г-н Парфиров знает больше 15 лет - познакомились, когда тот был личным телохранителем известного в стране бизнесмена. Оба кроме основной деятельности занимались инкассацией наличных в пяти кассах. Ежедневно из каждой забирали до трех миллионов тенге. Парфиров объяснил следствию, почему Сивченко и Крылов не были обеспечены бронежилетами и другими спецсредствами. Во-первых, изначально было решено не светиться - перевозить деньги, не привлекая внимания посторонних. Во-вторых, оба физически крепкие парни: Андрей раньше сопровождал грузы, потом служил в полицейском спецназе, а Крылов долгое время охранял дом, семью и самого бизнесмена. Все коллеги инкассаторов отзываются о парнях как о спокойных, вежливых и корректных сотрудниках. Оба отличались железной дисциплиной, корректностью в общении, спиртное не употребляли.
И напоследок разъясню читателям, почему в начале заметок я упомянул о болтуне и шпионе. Дело в том, что криминальная троица никогда не узнала бы об особенностях инкассации в “Тревел Экспресс” и “Трансавиа”, не окажись они среди... гостей семейной вечеринки. Именно там кассирша одной из двух ограбленных фирм, выступающая сейчас в суде в качестве свидетеля, познакомилась с друзьями своего бывшего мужа - Андреем Танаковым и Сергеем Авдяковым.
Из показаний Андрея Танакова
“Меня пригласили на свадьбу знакомых. За столом услышал разговор кассирши с гостями. Она рассказывала, что на работе у нее все хорошо, авиабилеты продаются весьма бойко, но сумму выручки не называла. Кто-то из гостей спросил у нее: “Наверное, с охраной?”. Женщина с чувством сожаления ответила: “Нет, простые ребята”. Из этого разговора я понял, что в кассе, где она работает, собираются большие суммы денег и перевозятся без охраны. Я сделал вывод, что можно напасть на охранников и забрать крупную сумму наличными. Наблюдая за офисом, неоднократно видел там кассиршу, но старался не попадаться ей на глаза...”
В ходе следствия по делу о нападении на инкассаторов полицейские сумели раскрыть вооруженное ограбление двух пакистанцев, осуществленное уже знакомой нам троицей и неким Валерием ДОХНЕВИЧЕМ еще весной 2011 года. Но поскольку тот эпизод не имеет отношения к нашей криминальной истории, мы не будем утомлять читателей его подробным описанием. Не станем обнародовать и имя словоохотливой кассирши, ради красного словца поведавшей о своих трудовых буднях. Ведь ей предстоит еще работать и жить в Алматы. Может быть, кровавая трагедия, невольным детонатором которой стала эта любительница застольных откровений, раз и навсегда запомнит народную мудрость. Да-да, ту самую - о слове и воробье.
Вместо P.S. Виновным в нападении на инкассаторов Мухадинову, Танакову и Авдякову грозит пожизненное лишение свободы, их обвиняют в убийстве, разбойном нападении и незаконном хранении оружия. Об этом информагентствам в минувшую пятницу сообщил пресс-секретарь Алматинского городского суда Куандык ИШИМЕТ.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы