2725

Мы ходим по трубам...

Михаил КОРЖОВ: мы знаем, какие сети у нас изношены.

Перспектива окунуться в кипяток из-за очередного прорыва теплотрассы дамокловым мечом висит над каждым алматинцем. А все потому, что тепловые сети, по словам генерального директора ГКП “Холдинг Алматы жылу” Михаила КОРЖОВА, изношены более чем на 50 процентов.

Напомним, в минувший понедельник на пересечении проспектов Сейфуллина и Райымбека вновь прорвало теплотрассу (см. “Прорывной проспект”, “Время” от 11.2.2014 г.). В образовавшуюся яму угодил пассажирский автобус, пострадали, по уточненным данным, четыре человека.
В 15-градусный мороз без тепла и горячей воды остались детские сады, школы, больницы и жилые дома в квадрате улиц Сейфуллина - Жибек Жолы - Вольная - Райымбека. Аварию ликвидировали за полночь, а подача тепла была восстановлена только в половине четвертого утра во вторник.
- У нас в городе всего около 135 километров тепловых сетей, - сказал Михаил Коржов в ходе брифинга, прошедшего вчера прямо на месте аварии. - С 2006 года ведется перекладка сетей, вы ощущаете это каждое лето, когда весь город перекопан. В 2006 году было отремонтировано всего 2 километра, в 2013 году - уже 22 километра, то есть темпы наращиваются. Сейчас изношенность распределительных теплотрасс составляет 64 процента, магистральных сетей - 54 процента. Они эксплуатируются уже больше 25 лет. Ежегодно проводится аудит всех сетей, мы прекрасно знаем, какие сети у нас изношены. Ежегодно идет корректировка по перекладке участка с учетом аварийности. Средства поступают через управление энергетики и коммунального хозяйства в основном из республиканского бюджета. Этот участок (на котором 10 февраля случилась авария. - М. А.) теплотрассы будет перекладываться в текущем году. Сейчас кладутся трубы, срок экс­плуатации которых составит не менее 40 лет.

В понедельник днем место аварии напоминало русскую баню...

... к утру вторника камни уже остыли.


Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Не хочу, чтобы сын остался инвалидом!

16-летнему Ернару МУРАТОВУ (на снимке), пострадавшему во время прорыва теплотрассы в Алматы 16 декабря 2013 года, до сих не выплатили компенсацию. Неделю назад парня, получившего ожог 51 процента поверхности тела, выписали из больницы. Родители перевезли его домой в поселок Урд­жар Восточно-Казахстанской области. Сейчас он находится под наблюдением местных врачей.

В тот злополучный день студент колледжа Ернар вместе с друзьями возвращался домой. Внезапно земля ушла из-под его ног, через мгновенье парень оказался в яме с бурлящим кипятком. Друзья бросились ему на помощь и вытащили молодого человека из образовавшегося котлована. Сначала он не понял, что произошло, и, находясь в шоке, даже не чувствовал боли... Врачи констатировали, что у юноши сильно обожжена нижняя часть тела.
О трагедии с Ернаром его мама Гульнар НУПБАЕВА узнала из новостей, тут же выехала в Алматы и все это время была рядом со своим ребенком.
- Я обращалась к руководству теплоснабжающей компании через несколько недель после той роковой аварии, - рассказывает Гульнар Нупбаева. - Столько времени прошло, но никто из их сотрудников даже не поинтересовался, в каком состоянии мой сын! В компании мне сказали, что у них небогатая организация, помочь они могут только транспортом: если мне нужно будет куда-то съездить, мне дадут машину. Но в этом не было необходимости.
Сам Ернар очень тяжело переносил все произошедшее. Гульнар боялась, что у сына начнется депрессия. Молодой человек переживает случившееся с ним до сих пор.
- Все это время Ернара лечили бесплатно для нас, но почти сразу стало ясно, что после выписки ему понадобится длительный курс реабилитации, - продолжает Гульнар. - Сын уже перенес несколько пластических операций, но на его теле все равно остались рубцы и шрамы. Сейчас он не в состоянии до конца разогнуть ноги - мешают рубцы в области колен, поэтому ходить может только на полусогнутых. Чтобы решить эту проблему, нужно пройти курс физиолечения, ЛФК. Мы пока этого не делали - ждем, когда полностью заживут раны на теле. Не знаю, сколько денег потребуется на реабилитацию, рассчитать точную сумму очень сложно. Но я не хочу, чтобы мой сын остался инвалидом!
Впрочем, в ТОО “Алматинские тепловые сети” заявляли журналистам, что выплачивать компенсацию не отказываются. По закону она рассчитывается в соответствии с количеством дней, которые пострадавший проведет в больнице, но не может превышать
300 МРП - это чуть более 550 тысяч тенге. За каждый месяц, проведенный в медучреждении, семья Ернара могла получить около 110 тысяч тенге. Однако, утверждает Гульнар Нупбаева, они так и не дождались никакой помощи.
В колледже, где учился Ернар, готовы перевести его на домашнее обучение. Для этого парню нужно вернуться в Алматы, но пока из-за состояния здоровья сделать это невозможно.
Накануне он вместе с мамой узнал об очередном прорыве теплотрассы в южной столице. Новое ЧП произошло практически на том же месте, что и в прошлый раз.
- Ернар очень переживал, стал спрашивать, не пострадал ли еще кто-то из его друзей по колледжу, - с грустью говорит Гульнар. - Воспринял это болезненно.
Между тем адвокаты пострадавших в декабрьской аварии собираются вместе отстаивать интересы своих клиентов.
- В соответствии с Гражданским кодексом владельцы источников повышенной опас­ности несут ответственность за их функционирование, - поясняет правозащитник Амангельды ШОРМАНБАЕВ (на снимке), представляющий интересы семьи Ернара Муратова. - Тепло­сеть - источник повышенной опасности, поэтому очевидно, что ТОО “Алматинские тепловые сети” несет ответственность за произошедшее. Вопрос только в размере ущерба. Компания застраховала себя на определенную сумму, она имеет предел - речь как раз о тех 300 МРП, о которых заявляли в компании. Их выплачивают при увечье, травме или другом повреждении, не приведшем к инвалидности. Но по закону никто не освобождает тепловые сети от возмещения реального ущерба, который превышает размер данной страховой суммы. А он в любом случае будет больше. Мы готовим материалы для передачи в суд двух дел - уголовного по статье УК “Причинение тяжких телесных повреждений” и гражданского, в рамках которого должен быть возмещен моральный вред и материальный ущерб. Сейчас проходит независимая медицинская экспертиза, которая должна определить степень вреда здоровью, причиненного Ернару. От этого заключения будет зависеть сумма компенсации, которую мы потребуем. На днях ко мне обратилась адвокат женщины, пострадавшей в той декабрьской аварии. Она получила ожоги рук, ее, если помните, показывали по телевидению в новостях. За это время никто из сотрудников тепловых сетей не приходил к ней и не предлагал помощь. Я понимаю, речь идет о технике, с ней может произойти всякое, но ведь нельзя терять человеческий облик.

…В понедельник, сразу после очередного прорыва теплотрассы, пресс-секретарь ГКП “Холдинг Алматы жылу”, в которое входит ТОО “Алматинские тепловые сети”, Ян ГИРИН заявил, что всем пострадавшим будет выплачена компенсация. Да верится с трудом.


Оксана АКУЛОВА, фото с сайта телеканала “Астана” и Казиса Тогузбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть