6687

Президент на доверии,

 

или Почему глава АО “Военизированная железнодорожная охрана” Темирбай Ахметов не сдержал своего слова

Прошлый год для сотрудников транспортной полиции Казахстана выдался весьма урожайным: следователи, передав в суд одни уголовные дела на работников ВЖДО, обвиняемых в кражах на железной дороге, тут же приступали к расследованию других. По словам заместителя начальника департамента МВД на транспорте Сапара ШЕРЬЯЗДАНОВА, немалая доля краж с подвижных составов - дело рук вохровцев из ВЖДО, по долгу службы обязанных охранять перевозимый груз. Будучи монополистами по предоставлению охранных услуг на железной дороге, сотрудники (а их порядка 13 тысяч бойцов) нередко прибирают к рукам часть доверенных им товаров.

- В конце мая прошлого года сотрудники линейного отдела на станции Семей изобличили в краже груза двух сотрудников ВЖДО, - рассказывает полковник Шерьязданов. - На следствии вы­яснилось, что они, вступив в преступный сговор с диспетчером станции и машинистом, украли из вагона свинец. Все фигуранты этого дела уже осуждены. В канун Нового года на станции Павлодар задержаны еще два вохровца за кражу 300 литров бензина. Сейчас расследованием этого уголовного дела занимаются сотрудники линейного отдела полиции. На станции Арыс охранник ВЖДО в сговоре с местным жителем похитили из вагона автопокрышки на 1 миллион 200 тысяч тенге. По факту кражи возбуждено уголовное дело. Кстати, вохровцы не только воруют груз, который обязаны охранять, некоторые пытаются заработать и на более тяжких преступлениях - транспортировке наркотиков.
По словам Сапара Шерьязданова, 9 сентября 2013 года на станции Щарбакты пограничники, оперативники управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Павлодарской области и транспортные полицейские в кабине локомотива обнаружили почти два килограмма героина. Зелье, как вы уже, наверное, догадались, вез на продажу охранник ВЖДО. И такие примеры в оперативных сводках департамента МВД на транспорте регистрируются десятками!
Наша газета неоднократно сообщала о том, что не только рядовые, но и высокопоставленные чиновники охранной организации попадаются с поличным. Например, оперативники финансовой полиции задержали вице-президента АО “ВЖДО” Нуржана ШЫНЫБЕКОВА по подозрению в хищении более 236 миллионов тенге. Вместе с ним к уголовной ответственности были привлечены главный бухгалтер Семейского филиала ВЖДО Ж. АЛЕНОВА, начальник отдела финансов, бухгалтерского и налогового учета Т. САХАРИЕВ, бухгалтеры Т. КЕНЖИНА и К. ТУРЕГЕЛЬДИНОВ (см. “Ох, рьяно крадет охрана!”, “Время” от 2.4.2013 г.). Тогда же мы описали теневую схему в ВЖДО.
Напомним, некоторые железнодорожные “генералы” соз­дали частные охранные фирмы, передали основную часть договоров по охране нефтепродуктов этим организациям, но фактически охрана грузов осуществлялась сотрудниками ВЖДО, что было подтверждено актами приема-передачи грузов ГСМ с подписями вохровцев. Проще говоря, руководители военизированной охраны получали многомиллионные доходы за счет своих подчиненных. По сути, фирмы железнодорожных бастыков состояли из директора, двух менеджеров и бухгалтера! В штате не было десятков вооруженных бойцов, прошедших спецподготовку, но это не мешало предприимчивым чиновникам в погонах заключать десятки договоров на охрану и сопровождение различных грузов.
Достаточно вспомнить, как в апреле 2012 года вохровцы оказались причастными к краже 71 стиральной машины на станции Достык - ущерб 600 тысяч тенге (см. “Чужие здесь не воруют”, “Время” от 14.4.2012 г.). Еще одна караульная команда вохровцев совершила хищение 91 монитора, причинив ущерб предпринимателю на 10 тысяч долларов (см. “Китайская грамота”, “Время” от 18.4.2012 г.). В конце ноября 2012 года сотрудники охранного агентства “Железнодорожная охрана” С. СЕКЕНОВ и А. КОНУРОВ, вступив в сговор с директором по охране и режиму “Жезказганцветмета” Ж. ЕРШАЕВЫМ, похитили с охраняемой железнодорожной станции Жезказган целый состав медного концентрата (см. “Как мухи на медь”, “Время” от 28.11.2012 г.). Этот список можно продолжать...
Между тем в прошлом году сотрудники главной транспортной прокуратуры провели собственное расследование, которое подытожил главный транспортный прокурор Казахстана Ибрай ТЛЕУГАЛЕЕВ: по его представлению сразу три вице-президента АО “ВЖДО”, два исполнительных директора, руководители филиалов в Семее и Атырау и еще ряд начальников рангом пониже были лишены занимаемых должностей. К слову, такая масштабная кадровая чистка в крупнейшей в стране охранной структуре проводилась впервые.
После наших публикаций президент АО “Военизированная железнодорожная охрана” Темирбай АХМЕТОВ (на снимке) изъявил желание встретиться с автором этих строк. В своем интервью он заявил: мол, раньше со стороны его предшественников не было должного контроля за подчиненными (см. “Темирбай Ахметов: Охранной грамоты теневикам не будет!”, “Время” от 19.6.2013 г.).
- Меня не устраивает, что частные охранные фирмы заключают договоры на сопровождение и сохранность груза, а проводят эту работу силами бойцов ВЖДО! - резал он правду-матку. - Считаю, что необходимо основательно почистить не только региональные филиалы, но и центральный аппарат. Раз мне акционеры доверили этот пост, буду работать. Возможно, и мне скажут: господин Ахметов, вы не справились с задачей - пора расстаться. Цепляться за должность не стану: для меня честь мундира - что полицейского, что железнодорожного - не пустой звук!
Темирбай Ахметов клятвенно обе­щал навести железный порядок - избавиться от нечистых на руку бойцов, добиться полнейшей прозрачности в работе охранной структуры. Но фактов краж с участием сотрудников ВЖДО меньше почему-то не становится. Это подтверждают и транспортные полицейские, и прокуроры. Как прикажете вас понимать, Темирбай Блялович?

Чужие на железной дороге не воруют...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено  пресс-службой АО “ВЖДО”,  Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее