Он даже “мама” крикнуть не успел
За истязания и убийство ребенка Григорий Овчинников осужден на 23 года.
В Восточном Казахстане завершился один из самых резонансных процессов последнего времени. На скамье подсудимых оказался житель Семея, который в течение нескольких месяцев издевался над своим пасынком. По информации суда, отчим неоднократно бил двухлетнего мальчонку, сломал ему руку, прижигал его тело сигаретами, облил кипятком, а после жуткой экзекуции стряхивал горячий пепел на чудовищные раны. Почему ни мать ребенка, ни полицейские не смогли уберечь малыша от кошмарной участи?
...Когда в частный дом по улице Байдукова в Семее наведались полицейские, ничто не напоминало, что в течение полугода здесь жил маленький ребенок. Детская кроватка? Игрушки? Фотографии улыбающегося чада, которые любящие родители делают чуть ли не каждую неделю? Нет.
Груда тряпья в углу. Старые газеты и мешок, на котором спал малыш. Пара грязных полос ткани с бурыми следами. Этими лентами родители бинтовали двухлетнему ребенку открытый перелом. Здесь же - пустые бутылки из-под спиртного. Безнадега.
28-летний Григорий ОВЧИННИКОВ летом 2012 года вышел из колонии после пяти лет заключения: отбывал за разбой. Весной 2013 года познакомился с Кристиной ТИМОХИНОЙ. 22-летняя женщина одна растила двухлетнего сына Колю. Отец малыша неизвестен. С апреля Овчинников и Тимохина стали жить вместе в доме Григория на улице Байдукова в Семее. Мужчина, по словам знакомых и родных, сносно зарабатывал. Кристина нигде не работала, но посещала собрания “свидетелей Иеговы” и, по словам знакомых, не успевала уделять ребенку должное внимание. В отсутствие матери Овчинникову приходилось кормить мальчугана и смотреть за ним, что его раздражало.
Вот маленький отрывок из жизни Коли Тимохина, описанной в показаниях свидетелей и материалах обвинительного заключения.
4 мая. Овчинников после хмельного застолья в порыве чувств гладит и целует спящего Колю. Когда проснувшийся мальчик начинает плакать, отчим до крови несколько раз кусает его губы. Ребенок начинает истошно кричать, и тогда Овчинников душит мальчика и бьет его кулаками по голове.
- Ты разбалованный ребенок, - приговаривает мужчина.
8 мая. За обедом отчим замечает, что Коля рассыпал на столе хлебные крошки и разлил молоко. Овчинников бьет мальчика, затем ставит в угол комнаты в наказание. Кроха не понимает, в чем он провинился, и делает несколько неуверенных шажков к матери, решив, что она сможет его защитить. Мужчина свирепеет. Хватает со стола чайник и выливает на Колю кипяток. Ребенок падает на пол и кричит от невыносимой боли. Позже эксперты обнаружат на его теле огромные рубцы от ожога. Пока сын плачет, Кристина смотрит телевизор в той же комнате.
После кошмарной экзекуции Коля в течение нескольких часов ничком лежит на кровати. Овчинников, проходя мимо ребенка, замечает, что под пасынком расплывается темное пятно.
- Опять обмочился? - мгновенно вспыхивает отчим и набрасывается на Колю. Вытаскивает ремень из брюк и стегает ребенка по спине, кожа на которой пузырится от ожогов.
Кристина, услышав душераздирающий крик, останавливает Овчинникова.
9 мая. Во время игры с ребенком отчим закуривает сигарету и начинает прижигать ее горящим кончиком кожу Коли. Наблюдая, как мучается и кричит пасынок, мужчина оставляет уродливые раны по всему телу. Когда малыш начинает корчиться от боли, “названный отец” кладет его животом на колени и сбрасывает горячий пепел на ожоги.
- Пепельница, - комментирует он свои действия перед Кристиной. Та вновь останавливает сожителя.
11 мая, день рождения Коли. Ему ровно два года. Ранним утром ребенок, спавший в одной кровати с Овчинниковым и Тимохиной, просыпается и заходится в плаче. Отчим просыпается и пытается успокоить ребенка. Зажигает сигарету. И, сделав несколько затяжек, начинает прижигать Коле губы. Гражданского супруга останавливает проснувшаяся Тимохина. Вечером к ним заглянула мать Овчинникова - Людмила Григорьевна. Увидев на теле Коли многочисленные травмы и огромный ожог на спине, она начала расспрашивать Кристину. Та заявила, что ребенка покусала собака, к тому же он прислонился к горячей печке. Людмила Григорьевна не верит и звонит в “скорую”. День рождения и несколько последующих дней Коля проводит в больнице. О следах насилия врачи сообщают в полицию. По информации надзорных органов, семью ставят на учет.
29 мая. Отчим приходит домой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Раздражение сразу же вызывает испуганный Коля, расплакавшийся при виде “названного отца”. Пытаясь успокоить мальчика, Овчинников начинает бить его. Ребенок срывается в крик. Отчим подбрасывает мальчика к потолку, Коля падает на пол.
- Успокой этого ублюдка, - приказывает мужчина Кристине. Та пытается забрать Колю, но мужчина вновь хватает малыша, выворачивает ему руку и ломает в локтевом суставе. Бросает мальчика на диван.
В течение нескольких дней Коля лежал на диване с открытым переломом руки. Овчинников обработал обломок кости и область кожи перекисью водорода и зеленкой. Обвинение впоследствии решит, что отчим сделал это не для того, чтобы унять боль своего пасынка, а для того, чтобы сделать ее еще сильнее.
2 июня. Коля не может встать, не ест и не пьет. Постоянно плачет от боли. Овчинников пытается кормить его с ложки, но мальчик отказывается принимать пищу. Отчим свирепеет и бьет ребенка.
- Он сказал, что учил его правильно ходить, держал за руки, а Коля плакал и плакал, - расскажет в своих показаниях мать Коли. - Бросал его на пол, сын разбил лицо. Григорий сказал мне: “Если тебе твой сын не нужен, то мне он вообще не нужен”. Коля плакал и тянул ко мне руки. Я видела, как ему было больно. Григорий еще несколько раз бросил его на пол и ударил по голове. Лишь тогда я смогла вырвать у него ребенка и лечь с Колей на диван, чтобы успокоить. Стала баюкать его, он замолчал. Потом я поняла, что он не дышит.
Давая показания в суде, Кристина призналась: ей почудилось, что в нечленораздельном крике она услышала слово “мама”.
Это Коля, пытаясь спастись, сказал свое первое и последнее слово.
- Хотя, наверное, мне показалось. Он был слишком мал для этого, - пояснила Кристина.
Овчинников, согласно рассказу молодой женщины, до приезда “скорой” пытался сделать пасынку искусственное дыхание. Уверял ее, что ребенок оживет. Просил прощения. Вставал на колени. Умолял не сдавать его. Угрожал. Приехавшим медикам заявил, что “Коля упал с вагонов”. До приезда полиции сбежал. Пытался пешком пересечь границу с Россией. Его задержали. Собственного сына обвинила в преступлениях против малолетнего ребенка Людмила Овчинникова.
Эксперты насчитали на теле ребенка около сорока различных травм: от синяков и ушибов до открытого перелома и смертельных повреждений головы.
- Я работаю в “скорой” давно, но никогда такого не видела, - рассказала суду сотрудник “неотложки” Ольга М. - Сколько боли вытерпел этот малыш, сколько ужаса! Сложно сказать, как ребенок несколько дней провел с открытым переломом, с кошмарными ожогами и не скончался от болевого шока. Он был абсолютно обнаженный, как тряпичная куколка, изломанный, с жуткими травмами. Глаза распахнуты, будто умолял о помощи. Я никогда не забуду этого ужаса...
После случившегося Ольга М. перевелась на другую должность в скорой помощи: ездить на вызовы к детям она больше не может.
В суде Овчинников отрицал свою вину, говорил, что любил малыша...
За истязания, нанесение тяжких телесных повреждений и убийство двухлетнего ребенка специализированный межрайонный суд по уголовным делам приговорил его к 23 годам лишения свободы.
Прокурор просил для истязателя пожизненное.
***
Почему мать не защитила своего ребенка?
- Я неоднократно пыталась убеждать Григория, но он не хотел меня слушать. Пил, употреблял наркотики и становился чрезвычайно агрессивным, - объяснила суду Кристина.
По словам женщины, она не обращалась в полицию из-за страха перед гражданским супругом и своих религиозных убеждений - нужно было вытерпеть уготованные муки.
- Судом вынесены частные постановления в отношении Кристины Тимохиной и сотрудников полиции Семея, которые должным образом не обеспечили надзор за этой проблемной семьей, - рассказала нам судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Бахытжан ЧАЛАБАЕВА. - После обращения Людмилы Овчинниковой сотрудники полиции должны были присматривать за проблемными родителями и пресечь действия, повлекшие смерть ребенка. Что касается матери, в ее действиях усматривается оставление ребенка в заведомо опасной ситуации.
Мы обратились в департамент внутренних дел с просьбой объяснить, почему сотрудники семейского РОВД, зная о тревожной ситуации, не наведались в семейство Овчинниковых-Тимохиных.
- Полицейские приходили туда, спрашивали, что с ребенком, но наших сотрудников обманула мать ребенка, сказала, что катала его на велосипеде и он упал, а ожоги получил, опершись о горячую печь, - пояснил нам пресс-секретарь начальника ДВД ВКО Бахытжан ТОРГАЕВ. - Понимаете, семья была нормальная, не было оснований лишать их родительских прав, ставить на учет.
В зале заседаний Кристина плакала и уверяла: она убита горем, но продолжает надеяться. Религиозные убеждения матери предусматривают, что погибший малыш может воскреснуть.
- Я не верю в то, что сын погиб, - заявила на суде Кристина. - Он обязательно вернется. В это нужно верить.
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск