6118

Аксайская история

В Алмалинском районном суде Алматы проходит процесс по громкому уголовному делу в отношении Саяна ХАЙРОВА (на снимке) - участника террористической группировки, устроившей массовую резню в Аксайском ущелье в августе прошлого года.

Судебный процесс начался в четверг, 17 октября (см. “Cудебное разбирательство ... перенесено на 17 октября”, “Время” от 17.10.2013 г.). Первым делом адвокат подсудимого Жандос БУЛХАЙЫР (на снимке слева) попросил судью дать оценку действиям сотрудников правоохранительных органов во время спец­операции в Баганашыле летом прошлого года, в ходе которой были уничтожены члены террористической группировки, куда входил и Саян Хайров. Дело в том, что во время штурма были убиты 12 человек, в том числе двое детей, а не один “несовершеннолетний”, как ранее заявляла Генеральная прокуратура. Причем один из детей оказался сыном Хайрова - мальчику по имени Ислам на момент гибели было всего 10 лет.
Между тем после решения организационных моментов, связанных с присутствием представителей СМИ, государственный обвинитель Даулет АБИШЕВ (на снимке справа) огласил обвинительное заключение. Из него следовало, что уроженец Западно-Казахстанской области Саян Хайров ранее уже был судим: в 2007-м он попал за решетку за хулиганство и условно-досрочно освободился через два года. Оказавшись на воле, Хайров связался с другими исламистами и стал готовить тер­акты в Алматы и других городах Казахстана: группа закупила оружие, взрывчатку, полицейское обмундирование и прочее оборудование. Но у них ничего не вышло: в частном доме в поселке Таусамалы, который снимали боевики,
11 июля 2012 года неожиданно прогремел взрыв, после чего они вместе с женами и детьми почти два месяца прятались в горах на территории Иле-Алатауского нацио­нального парка. Там-то их, по данным следствия, и обнаружил сын егеря Панайота ЗАХАРОПУЛО Игорь. Что было дальше, известно всем: 12 трупов в Аксайском ущелье и столько же - в Баганашыле несколько дней спустя, когда террористов накрыли силовики.
Правда, самого Хайрова, как мы уже сообщали, в убийстве не обвиняют - по версии следствия, он в иле-алатауской резне участия не принимал. Зато подсудимому предъявлены другие обвинения: прокурор говорил о его причастности к похищению бизнесмена в Атырау в 2011 году (мужчину, между прочим, так и не нашли), а также о том, что Хайров пересек границу Казахстана с Киргизией по удостоверению личности своего брата, с которым они очень похожи.
После выступления прокурора судья Гульшахар ЧИНИБЕКОВА спросила Саяна Хайрова, признает ли он предъявленные ему обвинения.
- Признаю частично - только незаконный переход госграницы, - ответил подсудимый. - С остальными обвинениями не согласен.
В ходе того же судебного заседания судья объявила порядок процесса: вначале суд допросит свидетелей (а их порядка 35 человек), потом исследует материалы дела, а уже затем будет допрошен Саян Хайров.
Второй день судебного процесса вчера, 18 октября, начался с допроса свидетелей. Первыми были допрошены супруги Гульмира и Байдулла КИБИРОВЫ, которые сдавали Саяну Хайрову дом в Талгаре. По их словам, Хайров и еще один мужчина заплатили за три месяца вперед, однако договор об аренде так и не заключили, и удостоверяющих их личности документов свидетели не видели. Некоторое время спустя хозяева узнали, что в доме никто не живет. Потом жилье сняли другие люди, как выяснилось, из той же группировки. Они жили там постоянно, и навещавшие их арендодатели ничего подозрительного не заметили. Ездили террористы на белом “порше кайенн”, бород не носили, из чего Кибировы сделали вывод, что дом у них снимают приличные люди. Правда, уходили арендаторы в спешке, оставив кое-какие вещи и не заперев двери, и не заплатили внушительную сумму за электричество.
Затем суд допросил вдов убитых в Баганашыле членов террористической группировки - Акботу БАЯНБАЕВУ и Шырын НИСАНБАЕВУ. Женщины рассказали, что какое-то время жили в доме в поселке Таусамалы - том самом, где 11 июля прошлого года и произошел взрыв, в результате которого погибли четыре женщины и пять детей. По данным следствия, взорвался дом по неосторожности боевиков - террористы изготавливали там взрывустройства (в доме было обнаружено 373 кг селитры). После ЧП в Таусамалы террористы отвезли уцелевших женщин и детей в горы, где они какое-то время жили в палатках.
Женщины в один голос вчера утверждали, что не видели ни оружия, ни взрывчатки и вообще якобы не знали, чем занимаются их мужья. По их словам, лишних вопросов они своим благоверным не задавали и практически не общались с мужчинами - те находились в одной половине дома, а женщины и маленькие дети - в другой. “Мы не разговаривали”, “Муж вроде занимался торговлей, но чем именно, не в курсе”, “Муж приходил на 15-20 минут” - таковы были ответы свидетельниц на вопросы судьи и прокурора.
Показания также дал дальний родственник подсудимого Тлек АЙТЖАНОВ, рассказавший, что летом прошлого года тот приходил к нему в гости. Хайров выпил чаю, а затем попросил открыть Интернет на компьютере и посмотрел новости про спецоперацию в Баганашыле. Кроме того, Саян спросил, не знает ли Тлек, где можно купить пистолет. Тот ответил, что не знает, и на этом общение закончилось.
После обеда были допрошены еще несколько свидетелей, а последней в этот день показания дала жена Хайрова Шынар БИСИМБАЕВА (на снимке). Она сообщила, что в 2012 году ее муж внезапно уехал и через своих подельников передал ей письмо, в котором якобы было сказано: он не согласен с политикой группы, не хочет участвовать в том, что они планируют, а посему вынужден уехать за границу. Их 10-летний сын, до того все время находившийся с отцом, остался с другими членами группировки. Шынар утверждает, что ребенка они ей не отдавали под тем предлогом, что Саян скоро вернется. Поэтому, мол, женщина была вынуждена жить с ними в Таусамалы, а потом в палатке в горах. Уже позже она узнала, что ребенок был с террористами в том самом дачном домике в Баганашыле и погиб во время штурма, устроенного силовиками. Саяна среди боевиков, как утверждает следствие, тогда не было...
Следующее заседание по делу Саяна Хайрова назначено на понедельник, 21 октября.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть