Если друг оказался вдруг…
Полгода назад Министерство внутренних дел РК предложило предоставить полицейским право применять оружие без предупреждения. Предложило и внесло такую норму в проект закона “Об органах внутренних дел Республики Казахстан”, который представил в мажилисе вице-министр внутренних дел РК Ерлик КЕНЕНБАЕВ. При этом оговаривалось, что право применения оружия сотрудниками органов внутренних дел без предупреждения предусматривается только в том случае, если посягательство непосредственно угрожает жизни самих полицейских. Помнится, шесть месяцев назад эта новость вызвала жаркие дискуссии в депутатском корпусе и среди простых граждан. Сегодня эти споры немного поутихли, но... 3 сентября начинает работу очередная сессия парламента РК, которому среди прочих предстоит принять и упомянутый закон с огнестрельным новшеством. А вопросы тем не менее остаются. И главный из них: способны ли полицейские грамотно распорядиться своим правом стрелять без предупреждения? Потому что жизнь показывает, что наши доблестные борцы за правопорядок зачастую не знают элементарных правил обращения с доверенным им оружием. И это в очередной раз подтверждает случай, который произошел недавно в Северном Казахстане.
Ранним утром 10 июня в петропавловском парке Победы был обнаружен лежащий без сознания с огнестрельным ранением в грудь и пустой кобурой от табельного пистолета Макарова 22-летний младший сержант батальона патрульно-постовой службы УВД города Тахир РУСПЕКОВ. Через три часа по подозрению в нападении на полицейского был задержан 25-летний житель города Айбек ГАЗИЗ, у которого изъяли пропавший пистолет. Вот только стройная версия полицейского начальства о нападении на сотрудника с целью завладеть оружием, о чем сразу же было доложено в МВД, очень скоро оказалась под сомнением.
Надо сказать, для провинциального Петропавловска подобное происшествие, когда у полицейского отбирают оружие и стреляют в него - ЧП неслыханного масштаба. А при условии, что преступление фактически раскрыто по горячим следам и подозреваемый сразу же задержан, крайне скудное освещение этого происшествия пресс-службой ДВД области вызвало по меньшей мере удивление. Такие обстоятельства наводили на мысль, что в этом деле не все так чисто и гладко, как гласит официальная версия.
Рассказ Мухтара ГАЗИЗА, отца задержанного парня (на снимке), который, по его словам, не оправдывает сына, а лишь хочет объективного и беспристрастного расследования случившегося, многое объясняет в этой темной истории.
- Мой сын был хорошо знаком с потерпевшим, они были друзьями, - рассказал Мухтар Газиз. - В ночь с 9 на 10 июня, когда Тахир Руспеков нес службу с напарником в модуле парка Победы, он несколько раз звонил на сотовый телефон моего сына, приглашал прийти поболтать. Они поздоровались, это на видео записано, потому что происходящее на модуле снимается на видео, обнялись, и Тахир говорит: пошли отойдем, чтобы на видео не светиться. И они отошли за пушку (в парке Победы установлены пушки времен Великой Отечественной войны. - В.М.) и стояли там разговаривали. Тахир сказал сыну, что у него дореволюционный, как он выразился, пистолет Макарова 1975 года выпуска, а Айбек попросил посмотреть. Тахир вытаскивает пистолет, отстегивает ремень, к которому пистолет был пристегнут, вытаскивает обойму и отдает Айбеку. Сын взял пистолет, крутил в руках, а когда передавал его обратно, прозвучал выстрел. Не знаю, как это получилось. Может, он подумал, что раз магазин с патронами вытащен, значит, пистолет не заряжен. А там, оказывается, был патрон в патроннике…
Такие показания сам Айбек Газиз дает с самого начала и на протяжении всего следствия. Когда прозвучал выстрел, он просто убежал с места происшествия с пистолетом в руках. Объясняет это тем, что был в шоке от случившегося. Он бесцельно бродил по городу, и это зафиксировали камеры наблюдения, установленные в разных местах. В 5.46 утра пришел в мечеть, что также запечатлела камера, но входные двери были закрыты, и он опять ушел бродить по городу. То есть не пытался куда-то скрыться или спрятать оружие. Задержали его в восьмом часу утра.
А вот показания потерпевшего и его напарника логикой и последовательностью отнюдь не отличаются. Полицейский Ризабек ТАГНАЕВ, который в ту ночь нес службу в модуле вместе с Тахиром Руспековым, поведал душераздирающую историю о том, как преступник вырубил его ударом по голове, однако камеры наблюдения беспристрастно зафиксировали, что все это время он просто беспробудно спал на посту и не проснулся даже от прозвучавшего выстрела. Впоследствии Тагнаев со службы был уволен.
Тахир Руспеков после проведенной ему операции 13 июня дал показания, что Айбек Газиз напал на него, скрутил болевым приемом, отобрал пистолет, выстрелил в него и скрылся. Однако во время проведения очной ставки на самые щекотливые вопросы он предпочитал отвечать, что ничего не помнит. Как можно, скрутив полицейского, удерживать его одной рукой, а второй расстегнуть кобуру, вытащить пистолет, передернуть затвор и выстрелить - остается только догадываться. Чтобы проверить это на практике, защита обвиняемого сейчас настаивает на проведении следственного эксперимента. К тому же баллистическая экспертиза показывает, что выстрел был произведен сзади, а судебно-медицинская - что спереди, о чем, кстати, говорят как потерпевший, так и обвиняемый.
Айбеку Газизу предъявлено обвинение по статье 255 УК РК - хищение либо вымогательство оружия и статье 103 УК РК - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Однако его отец и адвокат Марина ЧЕРНИКОВА уверены, что речь в этом случае может идти только о нанесении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, а в отношении самого потерпевшего должно быть возбуждено уголовное дело по ст. 316 УК РК - халатность.
Но самая главная сложность в расследовании случившегося, по их мнению, в том, что на кону стоит пресловутая честь мундира местного полицейского начальства. Ведь если на полицейского напали, силой отобрали оружие и хотели убить, заметая следы, - это одно дело. А если он сам, хвастаясь, отдал пистолет с патроном в патроннике приятелю, отчего и произошел случайный выстрел, - совсем другое, и отвечать за это придется многим людям с большими звездами на погонах.
P.S. Чтобы развеять сомнения, адвокат Марина Черникова намерена ходатайствовать о тестировании как потерпевшего, так и своего подзащитного на полиграфе. У детектора лжи ведь вышестоящего начальства нет.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск
29.08.2013